Сотрудники органов загса 18 декабря отметили 105 лет со дня образования службы. По поводу юбилея в отделе загса Берестовицкого райисполкома состоялась встреча поколений. Нынешние работники и те, кто трудился ранее, а сегодня находится на заслуженном отдыхе, встретились, чтобы поделиться своим видением специфики работы органов записи актов гражданского состояния, их роли в жизни общества.
История органов загса – это история нашей страны, а специалистов органов загса можно назвать летописцами целых поколений ее жителей.
История органов загса начала свой отсчет с 18 декабря 1917 года. Дата 18 декабря была выбрана не случайно. Именно в этот день был принят Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета Совета народных комиссаров РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Отдел загса Берестовицкого райисполкома начинает свою историю со 2 января 1945 года. Именно в этот день была совершена первая запись акта гражданского состояния – запись акта о заключении брака.
Сокровище любого загса – архив. Ведь записи актов гражданского состояния – уникальные и удивительные документы. За каждым кроются не только значимые события в жизни отдельного человека, в них отображаются главные вехи развития всего общества. В архиве отдела загса Берестовицкого райисполкома находятся на хранении 348 книг регистрации актов гражданского состояния, которые включают в себя 71 137 записей.
Многие из этих записей сделаны рукой бывшей заведующей отделом загса Берестовицкого райисполкома Аллы Левонени и главного специалиста Галины Сидоркевич. Приглашенные на встречу женщины с ностальгией вспоминали свои годы работы в загсе, с волнением листали книги регистраций актов гражданского состояния, где за каждой записью – жизнь человека и целой семьи.
– Объем работы, конечно же, был большим, – говорит Алла Алексеевна, без малого тридцать лет посвятившая службе в органах загса. – В двух экземплярах заполнялись страницы книг регистрации актов гражданского состояния. Все записи и соответствующие свидетельства заполнялись от руки перьевой ручкой и тушью, позже на печатной машинке. Компьютеров не было. Нужно было следить, чтобы не сделать кляксу, попасть точно в графу клавишей машинки. А с каким трудом разбирались в метрических книгах церквей и костелов района! Записи в них велись на церковнославянском или польском языках, прочесть написанное в них порой было нелегкой задачей. Существовала особая ритуальная одежда для работников загса, что придавало особую торжественность церемонии бракосочетания. Случались и курьезы, и опоздания пар на торжество, и казусные ситуации, когда приходилось импровизировать. Но несмотря на сложности, работой я своей довольна. Как мне кажется, я оказалась на своем месте, и счастлива, что имела отношение к судьбам своих земляков и летописи жизни района.
Галина Сидоркевич, проработавшая в отделе загса 28 лет, также нисколько не сожалеет о сделанном когда-то выборе.
– Довелось мне работать как до, так и в период перехода отдела загса на компьютерные технологии, изучать специализированные компьютерные программы. Учиться было интересно, компьютеризация, безусловно, облегчила нашу работу. Но, главное, что ценно – это общение с людьми. Сопереживание, поддержка в трудные моменты жизни, умение разделить радость и дать доброе напутствие в моменты счастья – эти качества работника загса были и остаются актуальны во все времена.
Время не стоит на месте. Сегодня органы загса Республики Беларусь принципиально отличаются от тех, что были ранее. Это современные учреждения, которые постоянно развиваются.
– С середины 2006 года заполнение записей актов гражданского состояния и выдача свидетельств о регистрации актов гражданского состояния в нашем районе стало производиться с использованием компьютерных технологий, – рассказывает начальник отдела загса райисполкома Светлана Степанчук. – Для автоматизации выписки и учета документов загса была разработана и внедрена в действие автоматизированная система «ЗАГС». Данная система позволила не только заменить печатные машинки, но вести выписку и учет записей актов гражданского состояния, создавать из них электронный архив данных, формировать алфавитную электронною базу регистрации актов гражданского состояния. Этот момент можно считать началом появления электронной базы данных записей актов гражданского состояния. Улучшилось качество выдаваемых гражданам документов, сократилось время на их оформление. С 2014 года все органы загса работают по республиканской программе «Регистр населения». Каждый сотрудник имеет личный ключ подписи с использованием носителя ключевой информации и лично несет ответственность за передачу персональных данных физических лиц в Регистр населения. В Республике Беларусь с 1 сентября 2021 года стали выдаваться биометрические документы, и теперь органы загса в своей работе используют считыватели информации с идентификационных карт граждан. У нас также установлен программный комплекс «Одно окно» и система электронного документооборота. Набирает популярность выездная регистрация заключения браков, что несколько десятилетий назад еще невозможно было и представить. Это говорит о том, что работа в органах загса не является статичной, она изменяется, совершенствуются ее формы. Но суть остается неизменной –навсегда оставить запись и вместе с ней память о радостном или печальном событии, вписывая его в летопись каждого гражданина и страны.
Светлана Гончарова, фото автора