Какая общественная активность в приоритете у жителей Гродненщины?
– У нас в Гродненской области зарегистрированы 187 местных общественных объединений, 6607 организационных структур республиканских общественных объединений, 3302 организационные структуры профессиональных союзов, 21 местный фонд. О местных общественных объединениях, фондах и об их деятельности можно узнать на интернет-сайте главного управления юстиции облисполкома.
Много это или мало, судите сами, но развитая система общественных объединений – неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в различных сферах.
– На почве каких интересов либо вопросов, проблем, по мнению граждан, требующих разрешения, создаются у нас общественные объединения?
– Если говорить о направлениях деятельности общественных объединений у нас в области, то большинство из них физкультурно-спортивные, просветительские, культурно-досуговые, благотворительные и национальные.
Многие из них известны в нашем регионе своим активным участием в спортивной, культурной жизни, занимаются организацией соревнований по различным видам спорта, фестивалей, в том числе национальных культур, вело- и автопробегов и др.
Общественные объединения зачастую берут на себя заботу о ветеранах, экологии, памятниках истории и культуры, инвалидах, больных детях, иных категориях граждан, нуждающихся в поддержке.
Конечно же, на слуху у нас наиболее массовые общественные объединения, такие, как «Белая Русь», БРСМ, Белорусский союз женщин, Белорусское Общество Красного Креста, Белорусский детский фонд, Белорусский республиканский союз юристов, ветеранские организации. Это все республиканские общественные объединения, которые у нас в области очень широко представлены своими организационными структурами.
– Что необходимо, чтобы создать общественное объединение, сложная ли это процедура?
– Начало такой общественной инициативы – это всегда коллектив единомышленников, состоящий из граждан, достигших 18-летнего возраста, за исключением детских и молодежных организаций, возрастной ценз для которых от 16 до 18 лет и от 16 до 31 года соответственно. Для каждого вида общественных объединений Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» установлено определенное количество учредителей. Так, для республиканских это не менее 50 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска. Для местного общественного объединения – не менее десяти учредителей (членов) от двух или более административно-территориальных единиц, где будет распространяться деятельность этого общественного объединения.
Затем созывается съезд, конференция, общее собрание или иное собрание членов общественного объединения или их представителей (делегатов), которыми утверждаются название объединения и его устав.
Законодательством Республики Беларусь четко определен способ приобретения общественными объединениями легального статуса – это обязательная государственная регистрация либо в главном управлении юстиции облисполкома, Минского горисполкома, либо в Министерстве юстиции.
– Сложная ли процедура регистрации общественного объединения?
– По моему мнению, процедура регистрации не сложная. Важно, чтобы у учредителей объединений было понимание того, что, хотя общественное объединение и не является коммерческой организацией, это все-таки юридическое лицо, которое должно в своей деятельности руководствоваться требованиями Конституции Республики Беларусь, законодательства об общественных объединениях, иных актов законодательства, устава. Исходя из этого, деятельность любого общественного объединения должна документироваться.
– Значит, без бюрократии не обойтись и в этом деле?
– Подчеркну, это не бюрократия. Для меня бюрократия – это чрезмерная забота о формальностях, канцелярских условностях в ущерб сущности дела. А в данном случае это забота о том, чтобы любой желающий вступить в общественное объединение и заниматься благим делом обладал достаточной информацией об объединении, его целях, задачах и методах работы, о правах и обязанностях его членов. Следовательно, информация об учредительных документах общественного объединения, дающая необходимое представление о его деятельности, должна быть доступна всем, кто изъявит желание с ней познакомиться. С этой же целью законодательством определено требование, чтобы ежегодно общественные объединения, фонды, союзы публиковали на своих интернет-сайтах либо на интернет-сайте главного управления юстиции, Министерства юстиции Республики Беларусь информацию о своей текущей деятельности, о его участниках и другую.
– Есть ли какие-либо ограничения при создании общественных объединений?
– Да. Нельзя создавать общественные объединения, имеющие целью осуществление пропаганды войны или экстремистской деятельности.
Также не допускается деятельность общественных объединений, направленная на содействие предоставлению иностранными государствами гражданам Республики Беларусь льгот и преимуществ в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью в нарушение законодательства.
– В последнее время стала появляться информация о том, что некоторые общественные объединения нарушают законодательство, вследствие чего их ликвидируют по решению суда.
– Вы очень правильно сформулировали вопрос. Да, действительно, если общественное объединение нарушает законодательство Республики Беларусь, в определенных случаях оно может быть ликвидировано по решению суда.
Как я уже говорила, общественные объединения – это не просто «клубы по интересам», это организации, которые имеют отдельный баланс и текущий (расчетный) банковский счет, на который поступают добровольные пожертвования, денежные средства в виде вступительных и членских взносов, поступления от проводимых в уставных целях лекций, выставок, спортивных и других мероприятий и т.д.
Денежные средства и иное имущество общественного объединения не могут перераспределяться между его членами, используются только для выполнения уставных целей и задач.
Конечно же, общественное объединение избирает свой контрольно-ревизионный орган, который и должен осуществлять внутреннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности общественного объединения, а также внутренний контроль за соответствием деятельности общественного объединения законодательству и их уставам.
Однако зачастую на практике это не делается. Естественно, что тот, кто сдает взносы, делает пожертвования, хочет и вправе знать, куда, на какие благие дела расходуются эти средства. Когда органы самоуправления, самоконтроля внутри общественного объединения не работают, по просьбе, заявлению заинтересованных лиц приходится вмешиваться контролирующим органам. Они дают оценку деятельности общественного объединения, его должностных лиц на предмет соответствия законодательству. В случае, если такие действия вышли за рамки правового поля, может быть возбуждена и процедура ликвидации такого общества.
– Елена Ивановна, Вы сами являетесь председателем Гродненского областного отделения ОО «Белорусский республиканский союз юристов». Для Вас в чем заключается смысл общественной деятельности?
– На мой взгляд, вовлечение наших граждан в различные общественные движения делает их участие в жизни общества, государства реальным и позитивным. Деятельность общественных объединений, волонтерских движений необходима для формирования личности неравнодушной, социально ответственной, активной, ведущей безопасный и здоровый образ жизни, не принимающей всякого рода проявлений антисоциального поведения, умеющей жить и работать на благо государства и общества, а значит, людей, которые его составляют.
Наш союз объединяет представителей судов, прокуратуры, органов местного управления и самоуправления, адвокатуры, нотариата, следствия, принудительного исполнения, агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, таможенных органов.
Это профессиональное сообщество юристов, задачами которого являются рассмотрение наиболее актуальных проблем развития национального законодательства, повышение эффективности защиты прав и законных интересов граждан и организаций, содействие развитию юридического образования и юридической науки, медиации и иных альтернативных способов разрешения споров, участие в мероприятиях по правовому просвещению граждан, в том числе оказание консультационной правовой помощи, и другие.
Наша совместная деятельность – это наш вклад в формирование правового государства, развитие гражданского общества, совершенствование правовой системы Республики Беларусь.
grodnonews.by