Виктор Ватыль, заведующий кафедрой политологии ГрГУ имени Янки Купалы, доктор политических наук, профессор:
– В стране идет активное обсуждение обновленного проекта Конституции: в трудовых коллективах и студенческих аудиториях, на диалоговых площадках и в средствах массовой информации. Лейтмотивом этого обсуждения выступает главная идея – конституционные обновления необходимы для устойчивого и поступательного развития страны.
Термин «Конституция» появился в древнем Риме, а первая в мире конституция была принята в США в 1787 году. На европейском континенте первыми конституционными актами стали Статуты ВКЛ и Речи Посполитой.
Истории конституционного строительства показывают, что Конституции с момента первого появления и до сегодняшнего дня не раз изменялись и дополнялись, нередко кардинально. В принятую более 200 лет назад голландскую Конституцию изменения вносились 24 раза, в американскую – 27 раз. В первом двадцатилетии текущего века существенному редактированию подвергались конституции 57 стран. Исходный смысл конституционных обновлений всегда был связан с необходимостью корректировки Основного Закона как основной формы общественного договора между государством и народом, обусловленной происходящими переменами в стране и мире.
В истории суверенной Беларуси Конституцию обновляли дважды – в 1996 и 2004 годах. В предложенном к февральскому референдуму проекте изменения и дополнения внесены в преамбулу, 89 статей, 8 глав, 9 разделов. Появилась и принципиально новая глава – о Всебелорусском народном собрании. Но в целом исходная конструкция Основного Закона остается неизменной. Речь идет о привнесении в действующий документ значимых ценностно-мировоззренческих и политико-правовых смыслов. Они вытекают из опыта четвертьвекового действия нынешней Конституции, уровня зрелости политической системы и веления переживаемой страной эпохи, тенденций мирового развития.
Концептуально проект Конституции можно рассматривать как системную политико-правовую модель социальной модернизации страны, включающую три крупных блока: историческую преемственность, органические перемены, устойчивое и поступательное развитие Беларуси. Целевая установка в этой модели очевидна: благополучие белорусов, суверенное, независимое государство, международный престиж страны. Механизмами ее реализации выступают институционально выстроенная система сильной и продуктивной власти во взаимосвязи с пассионарной энергией граждан страны, сплоченностью и солидарностью, соучастием в осуществлении программ преобразования.
В новой редакции сохранен главный смысл действующей Конституции: она остается Основным Законом государства, который отражает волю народа и закрепляет основы конституционного строя и политики государства, определяет социальное и политико-правовое положение личности, фиксирует систему органов государственной власти и управления. Одновременно в проекте присутствует изрядная доля смыслового динамизма, особенно в части сохранения и укрепления исторического прошлого, национальной идентичности и культурных кодов Беларуси, механизмов правового и социального государства, принципов разделения властей.
Относительно последних элементов предлагаются существенно обновленная организация публичной власти и баланса в полномочиях ее ветвей, конкретизация содержания социальной политики государства и ее современного наполнения, ставятся под контроль конституционного правосудия дополнительные сферы политико-правовой действительности белорусского общества и государства.
Политико-правовым эксклюзивом в проекте Конституции является новелла о ВНС. Всебелорусское народное собрание в проекте предстает как высший представительный орган народовластия Республики Беларусь. В числе его стратегических целей определение основных направлений внутренней и внешней политики, концепции национальной и военной безопасности, программ социально-экономического развития страны, а также обеспечения преемственности поколений, гражданского согласия. Предполагается, что опыт и авторитет ВНС станет эффективной гарантией от использования принадлежащих Президенту полномочий в целях принятия решений, противоречащих интересам страны. Являясь новационным конституционным предложением, новелла потребует, на мой взгляд, взвешенного экспертного анализа, в частности о взаимоотношениях собрания и Конституционного Суда Беларуси, осуществления конституционного контроля в отношении ВНС. Все вышесказанное – мое мнение о проекте предлагаемых изменений и дополнений к действующей Конституции.
#мнение эксперта#конституция#политолог#референдум
Гродненская правда