Православная церковь 17 апреля празднует Вход Господень в Иерусалим. Иначе этот день называют Неделей ваий или Вербным воскресеньем. Данный праздник является двунадесятым. Он посвящен торжественному входу Иисуса Христа в Иерусалим. Эти евангельские события описаны Матфеем (21, 7-11), Марком (11, 7-10), Лукой (19, 36-38) и Иоанном (12, 12-15).
Иудеи обманулись в своих ожиданиях
На празднование иудейской Пасхи в Иерусалим по традиции стекались толпы паломников. Этот праздник был главным в году. Туда же отправился и Господь, вскоре после воскрешения Своего друга Лазаря. Это чудо особенно впечатлило народ и многие признали Христа Мессией. Однако иудеи обманулись – Иисус не собирался восходить на царский престол, чтобы в дальнейшем освобождать свою страну от ига языческого Рима. Вместо этого, Он совершил иной подвиг…
Спаситель мира едет на ослике, исполняя древнее пророчество
Ко всеобщему удивлению Иисус пожелал въехать в город не на лошади и не с мечом. Он сел на ослика. Таким образом исполнилось древнее пророчество: «скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Евангелие от Матфея 21:5).
Несмотря на столь скромное шествие Христа, людское ликование не умолкало. Его встречали криками: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Известно, что «Осанна» переводится как «спасай нас».
Верба — символ праздника
Сегодня традиция приносить в храм веточки вербы на праздник Входа Господня в Иерусалим известна многим. Также и сами храмы украшают зеленью, уподобляясь современникам Господа Иисуса Христа. Дело в том, что они в этот день клали на дорогу, по которой шествовал Мессия, цветы и ветви пальмы – именно с такими почестями принято было встречать царей.
Что сделал Христос первым делом в Иерусалиме
Как только Иисус оказался в Иерусалиме, Он направился в храм: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников». (Евангелие от Матфея 21:12-13)
После этого к Нему начали приходить люди, которых Он исцелял. И уже вечером вместе с учениками Иисус вернулся в Вифанию.
Традиция, запрещенная Петром I
Начиная с XVII века в России получил распространение обряд под названием «шествия на осляти». Его совершали в праздник Входа Господня в Иерусалим, вспоминая, как Иисус въехал в ворота Иерусалима на ослике перед событиями Страстной седмицы.
В середине XVII столетия, при патриархе Никоне (в период царствования Алексея Михайловича), обряд «шествия на осляти» совершался с особой пышностью. Шествие начинали от Царской площади у собора Василия Блаженного. Патриарх с царем облачались в богато украшенные одежды. На Лобном месте верующим раздавали вербы, а иногда даже настоящие пальмовые ветви, которые специально привозились из Персии. Затем царь спешивался, брал в руки красный повод и вел лошадь, на которой сидел патриарх. Таким образом они шли в Кремль. Перед ними ехала повозка. Запряженные лошади были в расшитых ярких попонах. На повозке стояли увешанные цветами и плодами искусственные деревья. На ветви этих деревьев сажали детей в костюмах ангелов.
Сидящий на лошади патриарх осенял верующих крестом. Следом за ним шествовали священнослужители. Когда процессия приближалась к Спасским воротам Кремля, по всей Москве раздавался колокольный звон.
Обычай упразднил Петр I, поскольку считал для себя унизительным вести лошадь, на которой сидит патриарх.
Фото из открытых источников