Проверять номера, с которых поступают звонки, прекращать разговор в случае возникновения подозрений и никому не разглашать персональные данные — это и многое другое поможет избежать роли жертвы мошеннических схем. Об этом рассказала журналистам следователь по особо важным делам главного управления цифрового развития предварительного следствия Следственного комитета Татьяна Шаюк на пресс-конференции «Способы мошенничества и методы борьбы с ними: о распространенных и новых схемах обмана граждан», передает корреспондент БЕЛТА.
«Цель у мошенников всегда одна — завладеть средствами. Поэтому граждане должны знать, что, например, перевод средств на якобы безопасный банковский счет, инициированный мошенниками, — это обман, так как в банках нет каких-то особенных счетов, предназначенных для охраны денежных средств. Также не может быть размещения денежных средств на счетах, подконтрольных КГБ или иным госструктурам, на которые принуждают разместить граждан имеющиеся у них по месту жительства наличные денежные средства либо передать курьеру. Мошенничеством окажется и размещение средств на каких-либо счетах для выявления недобросовестного работника банка», — рассказала Татьяна Шаюк.
Еще одна уловка преступников — переподключение услуги мобильного оператора либо установка усовершенствованного приложения оператора сотовой связи с последующим предложением заполнить сведения о своих личных данных. Таким образом преступники получают доступ к учетным записям в мессенджерах, соцсетях и интернет-банкингу, производя списание денежных средств.
«Сейчас актуальна схема «фейк босс», в которой доступность фото и личных данных руководителей в интернете помогает преступникам создавать их фейковые аккаунты, аналогичные реальным. Работник, получивший сообщение с такого аккаунта, убежденный, что ему пишет его же руководитель, выполняет указание. Чтобы не оказаться жертвой такой преступной схемы, в этой ситуации необходимо обращать внимание на характер сообщений, их специфику, форму обращений. Чаще звонки от фейкового босса осуществляются в Телеграм или Вотсап, поэтому в первую очередь должен насторожить номер, с которого поступают эти звонки», — отметила Татьяна Шаюк.
Правоохранители уверены, что любой звонок преступника можно распознать и при возникновении сомнений прекратить разговор. «Любую информацию можно проверить лично, обратившись в организацию, из которой якобы поступил звонок», — подчеркнула следователь.
Рассылка уведомлений о рекламной игре банка, просьбы оставить голос за конкурсанта после перехода по ссылке — все это мошеннические схемы с целью похитить деньги либо личные данные.
«В последние несколько недель стала актуальной мошенническая схема, когда пенсионерам звонят со стационарных телефонов, предлагая установить новые электросчетчики по очень привлекательной цене, а в некоторых случаях и на безвозмездной основе. В ходе общения пенсионеры сообщают свои личные данные, а также передают мошенникам коды доступа для активации мессенджеров. В последующем мошенники используют их в преступных схемах. При этом потерпевшие, даже не подозревая этого, совершают звонки с обычных кнопочных телефонов без доступа в интернет. А их учетные записи несколько месяцев используются мошенниками, тогда как настоящие владельцы и их родственники ничего даже не подозревают», — добавила Татьяна Шаюк.