Все экспонаты были сгруппированы в семь тематических локаций.В Гродненском областном исполнительном комитете состоялась презентация выставки, посвященной Году исторической памяти. Все экспонаты, многие из которых отличаются своей уникальностью, были сгруппированы в семь тематических локаций. Участниками выставки стали учреждения образования региона, районные центры туризма и краеведения, центры творчества детей и молодежи.
– Год исторической памяти в нашей стране только начинается, но учреждения образования Гродненской области давно работают над формированием коллективной исторической памяти. Эта работа заключается и в научно-исследовательской деятельности учащихся, организации самых разных проектов, – отметила начальник Центра идеологической, воспитательной и социальной работы областного института развития образования Елена Акимова.
Фотографии, тематические альбомы, рукотворные книги, дидактические и игровые пособия были размещены в локации «Дидактические основы воспитания любви к Родине». Использование этих предметов в образовательном процессе помогает педагогам показать яркие события, победы и достижения белорусского народа, а ребенку – воспринимать прошлое и настоящее родной страны, с уважением и гордостью относиться к историческому наследию.
По словам Елены Акимовой, особая роль в формировании исторической памяти народа отводится учителям истории при организации учебной и внеклассной работы по предмету. Консультантами выступают научные сотрудники Института истории Национальной академии наук Республики Беларусь, а также преподаватели и ученые ГрГУ имени Янки Купалы.
Обратившись к локации «Исторические основы коллективной памяти», гости могли ознакомиться с подшивками иллюстрированных журналов «Родина» за 1904 год и газеты «Сталинский пилот» за 1944 год, изданиями «Mucha» 1932 года, «Во славу Родины» 1965 года и «Вечерняя Москва» 1945 года, картой Европейской войны, немецким паспортом 1916 года и билетом беженца 1917 года.
– На выставке представлены оригинальные документы, с помощью которых можно развивать познавательные умения учащихся на уроках истории и за их пределами. В основном здесь сделан акцент на газетах разного времени. Например, есть очень интересная подшивка за 1944 год «Сталинские пилоты», достаточно уникальная газета. Ее хорошая сохранность – большая редкость. Это тематическая газета, которая выпускалась во время войны для летчиков советских ВВС. В подшивке можно проследить практически каждый день освобождения Беларуси. Также на выставке есть некоторые мои книги, я являюсь автором, соавтором девяти книг по военной истории города Гродно, – рассказал учитель истории гимназии №4 г. Гродно Дмитрий Лютик.
Дмитрий Лютик занимается с учащимися активной научной деятельностью. При помощи фондов гимназии ребята пишут научные работы и участвуют в конференциях. И на основе оригинальных вещей учитель старается приучить детей к тому, что история – это очень интересно:
– Моя цель – не собирать вещи в музей, где они будут просто лежать, а работать с ними. На базе музея проводится много занятий, мы часто выезжаем на форты крепости и изучаем их. Детям это очень нравится, даже если их жизнь в будущем не будет связана с историей, им будет интересно учиться.
В локации «17 сентября в судьбе белорусов» нашли своем место экспонаты музея ГЭК имени Счастного: форма ученика ремесленного училища 1939 года и фотографии учеников РУ №8. Здесь были представлены результаты исследовательской деятельности обучающихся по истории Гродненщины в период с 1921 по 1939 годы, которая проводилась в рамках образовательного интернет-проекта «#Молодежь#Память#Будущее.by».
Для вовлечения молодежи в изучение историко-культурного наследия малой родины Гродненский областной центр туризма и краеведения совместно с музеями работает над созданием единой карты музеев учреждений образования области. Такая интерактивная карта была представлена в локации «Хранители исторической памяти». В один клик она позволяет узнать краткую информацию о деятельности музеев и просмотреть несколько фотографий экспозиций.
Также на карте указана ссылка на сайт или страницу, пройдя по которой можно более подробно узнать о музее.
«Память в образах» содержала много интересного: стендовые модели самолетов, танков, зенитных самоходных установок, истребителей авиации, тяжелых штурмовых систем орудий, реактивных систем залпового огня «Катюша» времен Великой Отечественной войны, диорам событий освобождения деревень Гродненщины, инсталляции «Страницы истории о судьбах героев» и «Женщины-танкисты», макеты объектов воинской славы.
Особое внимание приковывали керамические шахматы, являющиеся уникальной экспозицией музея «Солдаты Победы» средней школы №33 г. Гродно. Фигуры, символично представляющие собой советские и немецкие войска, учащиеся изготовили из гончарной глины. Пешки, имеющие вид рядовых немецких солдат, изображены на коленях с поднятыми руками, поскольку капитулировали перед натиском наших войск. Королем и Королевой на одной стороне стали Адольф Гитлер и Ева Браун, а на другой – Иосиф Сталин и скульптура «Родина-мать зовет!».
В локации «Память в граните» разместились макеты памятников, созданных учащимися и педагогами, которые уже много лет изучают историю захоронений защитников Отечества. Здесь также были представлены результаты работы Щучинского районного центра туризма и краеведения, Гродненского областного дворца творчества детей и молодежи, средней школы №35 имени Н.А. Волкова г. Гродно.
Финальной точкой экскурсии стала локация «Нашчадкi традыцый», содержащая исследовательские проекты этнографического характера. Гости ознакомились с ручниками, вышивкой, приспособлениями для прядения и перематывания нитей, а также творческим проектом «Мары дзіўныя, утканыя ў ніці» и моделями образцового театра моды «Спадчына» Волковысского ЦТДМ.
grodnonews.by