Высшей педагогической награды Республики Беларусь — нагрудного знака Министерства образования «Отличник образования» удостоен учитель трудового обучения Олекшицкой средней школы Александр Комяк. На коллегии Министерства образования, которая состоялась 2 марта в Минске, нагрудный знак и удостоверение ему вручил министр образования Андрей Иванец.
Александра Анатольевича хорошо знают не только в нашем районе, но и за его пределами, ведь он вырастил целую плеяду победителей областного и республиканского этапов олимпиады по трудовому обучению и черчению, много лет является членом жюри областной олимпиады по техническому труду и руководителем сборов по подготовке к республиканской олимпиаде, неоднократно делился с коллегами своим опытом работы на областных и республиканских семинарах, на курсах повышения квалификации в Гродненском областном институте развития образования.
За личный вклад в подготовку победителей республиканской олимпиады он был награжден Почетной грамотой Берестовицкого районного исполнительного комитета, а его имя было занесено на районную Доску почета.
Учитель высшей квалификационной категории, руководитель районного методического объединения учителей технического труда, призер районного конкурса «Учитель года» — за время работы в Олекшицкой средней школе Александр Комяк добился значительных успехов в профессиональной деятельности.
— А ведь я изначально хотел стать агрономом, — улыбается Александр Анатольевич. – Я родился и вырос в Гродно, но очень любил приезжать на каникулы в деревню к бабушке и дедушке, которые жили в Свислочском районе. Мне нравилась деревенская жизнь, и я даже думал связать свою с сельским хозяйством. Но потом после 8 класса как-то вместе с мамой листали сборник для поступающих и обратили внимание на Волковысское педучилище и специальность «учитель начальных классов», и я решил поступать туда. Наверное, это не совсем привычно: мужчина – учитель начальных классов, но меня это увлекло.
В 1990 году Александр Комяк окончил Волковысское педучилище и сразу поступил на заочное отделение Витебского государственного педуниверситета по специальности «черчение и изобразительное искусство». Он был направлен на работу учителем начальных классов в СШ № 18 в Гродно, где отработал два года.
— Но мне было тесно в городе, я по-прежнему мечтал жить в деревне, — говорит Александр Анатольевич. — Поэтому попросил перевести меня в Обуховскую среднюю школу. Там я тоже вел начальные классы. И могу похвастаться, что родители занимали место для своих детей, чтобы они попали в мой класс. Там рядышком реки Котра и Неман, со второго класса мы с детьми ходили в походы, как взрослые туристы, с полной экипировкой, с палатками, гитарой, мои дети были в восторге, а остальные им просто завидовали. Взаимоотношения с детьми были замечательные, я проработал в Обухово три года, и если бы остался, то, наверное, и сейчас был бы учителем начальных классов. Но судьба распорядилась немного по-другому. В Обухово завхозом в школе работал мой друг родом из Олекшиц, и мы вместе приезжали сюда в клуб на танцы. Здесь я и встретил свою будущую жену Елену, с которой в 1994 году мы создали семью. Первое время я продолжал работать в Обухово, но потом нам в Олекшицах предоставили двухкомнатную квартиру, а еще появилось место в Олекшицкой средней школе, где трудовик ушел на пенсию. Вот так с 1995 года я начал работать в этой школе, уже 27 лет прошло.
В Олекшицкой СШ Александр Комяк преподает трудовое обучение, черчение и мировую художественную культуру.
Он признается, что переквалифицироваться в учителя трудового обучения было не сложно, ведь он с детства проводил много времени в мастерской у дедушки, научился делать своими руками многие вещи. И во время учебы в школе ходил на кружок, где с удовольствием работал на токарном станке, выписывал и с нетерпением ждал журналы «Юный техник» и «Моделист-конструктор», чтобы почерпнуть новые идеи.
И сейчас он учит мальчишек 5-9 классов основам дерево- и, металлообработки, ремонтно-бытовым и сантехническим работам. Под его чутким руководством ребята учатся строгать, пилить, изготавливать простые изделия из дерева и металла, изучают ручной электрифицированный инструмент, чтобы быть готовыми к взрослой жизни.
Александр Анатольевич уверен, что любовь к его предмету зависит не столько от учителя, сколько от детей и их родителей. Ведь если родители не привлекают ребенка дома к труду, то и учитель самой высшей категории ничему его не научит.
— Заставлять и упрашивать что-то делать я не хочу, не считаю это правильным, — подчеркивает учитель. – Мотивировать нужно своим примером, подсказать, направить, в чем-то помочь, вовремя похвалить, даже если успех не такой, как надо. Дети видят мою увлеченность тем, чтобы сделать что-то своими руками, и если у них есть природный интерес к этому, то они обязательно добьются хороших результатов.
Самыми яркими звездочками среди своих учеников Александр Комяк называет братьев Дениса и Романа Фортелей, Марата Меликова, Серафима Гмира, Андрея Баха, Романа Пыжива и еще многих других. Эти ребята становились неоднократными призерами областных и республиканских олимпиад по трудовому обучению и черчению, и именно благодаря их заслугам в школьной мастерской есть практически все, что необходимо для работы.
— Отдел образования райисполкома очень хорошо профинансировал нас за то, что мои ученики заняли много призовых мест на области и республике, — рассказывает Александр Анатольевич. — На эти деньги купили ручной и электроинструмент, теперь у нас практически все есть: ленточно-пильный станок, циркулярная пила, шлифовальная машина, компрессор, шуруповерты, тиски, новые ножовки по древесине, наборы стамесок, напильников, резцов и многое другое. А еще благодаря тому, что в нашей мастерской за все время работали только два трудовика – Алексей Иванович Апон и я, все станки и инструменты хорошо сохранились. У нас вполне рабочие станки 1958, 1967, 1971 и 1974 года, я их разобрал, все, что можно, поменял, почистил, покрасил, отполировал, все работает, но, поверьте, между токарными станками 1974 и 2012 года выпуска большая разница. Поэтому очень хотелось бы, чтобы оборудование в школьной мастерской было более современным, соответствовало времени, хорошо было бы иметь, к примеру, 3D-принтеры, лазерные рулетки, ведь это уже сегодняшние реалии.
В завершение разговора я интересуюсь у Александра Комяка, насколько нужны и важны в нынешней школе уроки труда?
— Они должны быть обязательно, это предмет, который готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни, — уверен Александр Анатольевич. – Если такие вопросы возникают у моих учеников, я задаю встречный: как часто придется решать квадратное уравнение в жизни человеку, не связанному с математикой? Думаю, что практически никогда. Но вот с тем, как разобрать розетку или отремонтировать чайник, придется столкнуть каждому.
Ирина МИКЛАШ, фото автора