Прошло полгода с момента закрытия пункта пропуска «Бобровники». Что изменилось для жителей приграничья, экономики нашей страны, рынка товаров Беларуси и России, грузопотока Европа-Азия и сотрудничества в различных сферах между белорусской и польской сторонами.
Основание – «общественная безопасность»
Сразу стоит отметить, что манипуляции польских политиков в первую очередь нанесли ущерб интересам собственной страны, простых граждан. У многих поляков, ведущих бизнес в приграничье, дела значительно ухудшились. Польские граждане из ближайших населенных пунктов, активно до этого пользовавшиеся белорусским безвизом, уже не могут так часто, как раньше, навещать родственников, приезжать к нам за более дешевым топливом, продуктами.
Кроме того, переход «Берестовица – Бобровники» – один из крупнейших международных пунктов пропуска на белорусско-польской границе. Он работает как с грузовым, так и с легковым транспортом. Это уже второй переход в Гродненской области, который закрыт по инициативе польской стороны. С ноября 2021 года не работает переход «Брузги – Кузница Белостокская». Теперь единственный путь в Польшу для легкового транспорта пролегает через ПП «Брест», а для грузового – через «Козловичи».
Основанием для закрытия «Бобровников» польские официальные лица называют «обеспечение общественной безопасности».
Общие корни
Кто чаще других пересекал границу? Навещал родственников, ездил на шопинг в обе стороны? Обычные люди. В том числе, жители агрогородка Пограничный Берестовицкого района. От Польши его отделяют всего несколько километров. У большинства жителей есть по ту сторону границы родные и знакомые. Ведь близлежащие польские и белорусские деревни объединены общими корнями и историей. В 1939 году после воссоединения Западной Беларуси с Восточной был образован Хомонтовский сельский Совет, в состав которого входили деревни Хомонтовцы, Рудава, Бобровники, Ериловка, Тетеревка, Рудовляны, Минчики и станция Берестовица. В 1948 году часть Беларуси отошла к Польше, и ряд этих населенных пунктов оказались за границей. Многие семьи разделились.
Алла Семенюк, аг. Пограничный:
– Я родилась в Хомонтовцах, откуда мои бабушка и дедушка, мама и тетя. Когда нужно было определяться, где жить, родители выбрали Пограничный – мой отец был директором хлебоприемного пункта и, естественно, мама со мной маленькой последовала за ним. Бабушка, переехала тоже, чтобы помочь своей дочери – моей маме. А вот дедушка и тетя остались в Хомонтовцах. Пока действовал пункт пропуска, видеться с родней и посещать могилки было проще. Хомонтовцы ведь рядом – наверное, в километрах десяти от Пограничного. В свое время мы, жители приграничья, переходили границу по спискам из сельсовета, посещали религиозные и государственные праздники, ладили совместные фэсты. Действовало упрощенное пересечение границы. В последние годы поляки пользовались безвизом, чтобы увидеться с родственниками и посетить кладбища. Приезжали заправиться топливом – у нас ведь дешевле. Знаю, любили покупать нашу молочку, конфеты. Теперь же в деревню, находящуюся рядом, нужно добираться через погранпереход «Брест» или через литовскую границу, делать большую петлю, стоять в очередях. Пробовала ездить через Брест – это, конечно, сложно в моем возрасте.
Валентина Никитик, аг. Пограничный:
– Моя тетя живет в Бобровниках. В Польше мои двоюродные, троюродные братья и сестры. До закрытия пункта пропуска виделись мы, безусловно, чаще. До Бобровников рукой подать. Поддерживать родственные связи, посещать кладбища как нам, так и им, теперь очень сложно, практически невозможно. Жаль, конечно. Ведь мы приграничье очень многие связаны общими корнями.
Что с большегрузами
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь официально разрешил европейскому транспорту совершать грузовые операции в пункте таможенного оформления «Берестовица-ТЛЦ» и в зоне ожидания перед ним. Перевозчики имеют право въехать в страну через пункты пропуска «Козловичи» в Брестской области или «Привалка» в Гродненской, а затем следовать в ТЛЦ «Берестовица» для совершения грузовых операций по перегрузке и перецепке.
Водители-дальнобойщики – те, кто из Гродненской области – стараются перегружаться именно в транспортно-логистическом центре «Берестовица».
– Конечно, плохо, что переход закрыт, – отмечает водитель ТЧУП «Мегасила» г. Волковыск Геннадий Гусар. – По моему мнению, это лучший переход был. И зона ожидания построена. Теперь время в пути увеличилось. Грузы приходится отправлять в обход. Неудобно для поляков и белорусов, которые живут и работают в районе Белостока, Гродно, Волковыска, Лиды, Минска. Километраж выше. Брестские редко были на Бобровниках, ну а мы постоянно ездили через этот пункт пропуска. Здесь было лучше и быстрее проходить границу; через мост – и ты в Беларуси. Теперь из Бреста едем сюда, чтобы за пару часов оформить документы, перегрузиться и суточные провести дома.
Что касается легкового транспорта, после закрытия Бобровников берестовичане добираются в Польшу в основном через брестскую или литовскую границы. Говорят, что стоять в очереди приходится около суток.
Издержки для сервиса
Транспортно-логистический центр «Берестовица» работает в штатном режиме. Но из-за того, что граница замерла, ситуация затруднилась для сервисных организаций, открывавшихся в свое время для работы в приграничье, – страховых компаний, заправок, моек машин. Некоторое снижение выручки наблюдается в придорожных магазинах и кафе.
Говорить о перспективах положительного разрешения ситуации с закрытием пункта пропуска пока не приходится. Наоборот, чаще слышится речь о прекращении работы иных переходов с литовской стороны. Будет ли от этого кому-то прок, покажет время.
Слово эксперту
Владимир Заломай, аналитик Белорусского института стратегических исследований:
«Это никому не выгодно»
– С момента закрытия польского пункта пропуска «Бобровники» (с нашей стороны – «Берестовица») прошло уже полгода. Прогнозы, а может и пожелания, что последствия этого шага для белорусской стороны окажутся катастрофическими, не сбылись. К новым условиям осуществления деятельности привыкли все: субъекты хозяйствования, автоперевозчики, физические лица. Первые были вынуждены перестроить логистические цепочки, тем самым увеличив нагрузку на латвийские и литовские пункты пропуска. Вторые столкнулись с увеличением времени простоя в очередях и дополнительными финансовыми затратами, с этим связанными. Следует задать вопрос: “Кому это выгодно?” Ответ: “Никому”. Пункт пропуска является сложным, строго структурированными механизмом, в котором работают, помимо пограничников, много иных служб. Это и подразделение таможни, таможенные оформители, санитарная служба, страхователи, уборщики территории и другие. Что стало с этими людьми? Получается, что организации лишились дохода, а их сотрудники попали под сокращение, и это как с польской, так и белорусской стороны. Кроме этого, от закрытия пострадали автоперевозчики стран ЕС, а также из Казахстана, Китая, Кыргызстана. Им пришлось перенаправить транспортные потоки на КПП “Козловичи” и на литовскую границу. Увеличились очереди. Более того, ситуация усугубляется еще и преднамеренными шагами со стороны ответственных служб государств Евросоюза, работающих в пунктах пропуска, по замедлению процесса оформления транспортных средств. Тем самым, очереди создаются искусственно: с целью создания дополнительных очагов напряжения и недовольства населения.
Все вышеперечисленное, безусловно, повлияло на формирование устойчивой тенденции снижения спроса на перевозки в страны ЕС. Приоритетным маршрутом, даже для тех компаний, которые не попали под санкционные ограничения, становится восточное направление. Конечно, этот процесс не может быть безболезненным, и определенные негативные издержки присутствуют. Отражаются они, к примеру, в снижении объема грузооборота транспорта. Однако, экономика региона, в целом, успешно преодолевает сдерживающие факторы, эффективно развивается и позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
В тоже время можно констатировать факт разрушения связей в области приграничного сотрудничества. Долгие годы оно выстраивалось с опорой на многочисленные родственные связи между белорусами и поляками. Ушли в прошлое взаимовыгодные торговые проекты и социальные инициативы, связанные с местной культурой, природным наследием, развитием спорта и туризма.
Вместе с тем, только в этом году тысячи граждан сопредельных иностранных государств воспользовались возможностью безвизового въезда для посещения Республики Беларусь. А это значит, что ограничительная тактика европейских политических элит не поддерживается простыми людьми и ими не востребована.
Светлана ГОНЧАРОВА. Фото автора и из открытых интернет-источников