Как показывает практика, поскользнуться можно где угодно: на лестнице, на тротуаре, во дворе дома, на крыльце магазина и т.д. Но одно дело просто упасть, а другое — повредить свое здоровье (сломать ногу, руку) либо свое имущество (разбить телефон, порвать куртку). Кто отвечает за уборку на улице и что делать в такой ситуации?
Очищение от снега и наледи, а также обработка противогололедными средствами (далее — уборка) входит в обязанность по уборке территорий ответственных за нее лиц. Данные процедуры должны производиться ежедневно и по мере необходимости.
Кто и где обязан делать уборку
- На придомовых территориях (тротуарах, дворовых и внутри-квартальных проездах, хозяйственных, детских и спортивных площадках и т.д.) — организации по обслуживанию жилищного фонда (ЖЭС, ЖЭУ и другие).
- На улицах, въездах и выездах с проезжей части, тротуарах, остановках общественного транспорта, пешеходных переходах и пр. — дорожные службы.
- На территориях, находящихся в государственной собственности (например, государственных предприятий, школ, детских садов, вузов, поликлиник и др.) — сами организации.
- На территориях частной собственности (ступеньках магазина, торговых центров и др.) — собственники территории или недвижимости.
Какую компенсацию можно получить
В зависимости от степени и количества полученных повреждений вы вправе требовать от ответственных лиц возмещения, в частности:
- расходов на лечение, лекарства, дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, приобретение сопутствующих дополнительных средств ухода и др.
- стоимости чистки или ремонта испорченной одежды, обуви, ремонта телефона и т.п.;
- утраченного из-за повреждения здоровья заработка, который вы имели или могли бы иметь.
- расходов на получение другой профессии, если нанесенный здоровью вред сделал невозможным выполнение вами работы по прежней специальности;
- денежной компенсации морального вреда.
Как доказать
причинение вреда
Вы можете рассчитывать на возмещение причиненного вреда, если докажете вину ответственного лица. Для этого необходимо сделать следующее:
- Зафиксировать факт происшествия, в том числе время, место и обстоятельства, при которых вы поскользнулись, одним из способов:
- вызвать сотрудников милиции. Они составят протокол осмотра места происшествия, сфотографируют сам участок, на котором вы упали, его расположение на местности, окружающую обстановку;
- самостоятельно снять на фото (видео) место падения, зафиксировав тем самым наличие наледи (гололеда).
- Если травмы тяжелые (например, переломы или подозрение на сотрясение мозга), вызывайте скорую помощь. Мед-работники отметят время происшествия и место. Даже если вы пострадали не сильно, необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства для фиксации причинения вреда здоровью.
- Постарайтесь (при возможности) записать ФИО и телефоны свидетелей вашего падения. Если очевидцев нет, то можно обратиться к прохожим, которые самого падения не видели, однако проходили мимо и смогут подтвердить то, что дорога (ступеньки) была скользкой.
- Обязательно возьмите в больнице (поликлинике) справку от врача, где должно быть указано, когда получена травма, а также характер и степень тяжести повреждений.
При необходимости оформляйте листок нетрудоспособности. - Сохраняйте все чеки и справки, копии рецептов и т.д., которые у вас будут появляться в процессе лечения, ремонта вещей, химчистки.
Порядок
взыскания вреда - Подготовьте (самостоятельно или с помощью адвоката, юридической консультации) два экземпляра претензии в адрес того, в чьем ведении находится тот участок, где произошел инцидент. В ней опишите наиболее подробно, что с вами произошло, а именно укажите:
- свое ФИО и место жительства;
- место и время несчастного случая;
- какой вред причинен и по какой причине (гололед);
- какие расходы вы понесли и в каком размере;
- укажите сумму, которую вы бы хотели получить.
Сумма материального ущерба должна быть вами обоснована. Для этого: - приложите копии собранных документов (чеки, квитанции, рецепты и др.);
- при возможности укажите законодательство, на которое вы ссылаетесь.
При оформлении претензии не забудьте поставить личную подпись и дату составления.
- Направьте претензию адресату. Это можно сделать несколькими способами:
- отнести лично.
Первый экземпляр (с копиями документов) целесообразно зарегистрировать в администрации виновной организации, но второй экземпляр с подписью получателя и датой оставьте у себя. - отправить письмо заказным письмом с уведомлением о вручении.
В этом случае на конверте будет проставлен штемпель о получении. Это важно, т.к. срок рассмотрения претензии будет исчисляться со дня, следующего за днем регистрации в ответственной организации.
Свою претензию вы можете направить как в письменной, так и электронной форме, приложив к ней электронные копии документов.
Вашу претензию должны рассмотреть и направить вам ответ в срок не позднее 15 дней. Если обстоятельства, указанные в претензии, потребуют дополнительного изучения и проверки, срок будет не более 1 месяца. При необходимости выполнения работ (услуг), превышающих месячный срок, вас должны проинформировать заранее в течение этого срока.
- Если виновный не захочет возмещать вам ущерб добровольно, смело подавайте исковое заявление в суд, либо по вашему месту жительства, либо по месту причинения вреда.
Виктор БАЗАР,
заместитель прокурора Берестовицкого района