Олег Романов ответил на актуальные вопросы о ВНС.
Вопросы формирования Всебелорусского народного собрания и изменения избирательного законодательства стали темой совещания, которое Президент Беларуси Александр Лукашенко провел в минувший четверг. Участниками мероприятия стали не только представители законодательной, судебной, исполнительной власти. В числе тех, кто присутствовал на совещании, был председатель республиканского общественного объединения «Белая Русь» Олег Романов. Он рассказал о том, кто согласно подготовленному законопроекту должен войти в состав делегатов ВНС, какие полномочия получит новый конституционный орган и какой будет его роль в политической системе.
– Олег Александрович, каким был основной посыл прошедшего совещания у Президента, посвященного теме Всебелорусского народного собрания?
– Парламентом Республики Беларусь был подготовлен законопроект о формировании и полномочиях Всебелорусского народного собрания. Его концепция была представлена Главе государства на совещании для оценки и обсуждения тех вопросов, которые могут возникнуть. Были обсуждены темы формирования, полномочий Всебелорусского народного собрания и его места в политической системе страны, последовательность выдвижения делегатов. С моей точки зрения, по всему этому спектру вопросов были найдены конструктивные решения. Законопроект, подчеркну, находится в высокой степени готовности и может быть рассмотрен в Парламенте.
– Один из ключевых вопросов, который волнует общественность, касается системы формирования ВНС и порядка включения делегатов в его состав. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.
– Законопроект предусматривает три источника формирования Всебелорусского народного собрания с точки зрения вхождения в его состав делегатов. Во-первых, это те люди, которые занимают высокие позиции в политической системе страны: сам Президент Республики Беларусь, члены Парламента обеих палат, премьер-министр, члены Правительства, судьи Конституционного и Верховного судов, руководители местных органов исполнительной власти. И это понятно, потому что Всебелорусское народное собрание будет принимать важные решения для развития политической системы государства.
Во-вторых, делегаты будут выдвигаться через Советы депутатов. Здесь мы можем говорить, что сами люди будут формировать ВНС. Минский городской Совет депутатов войдет во Всебелорусское народное собрание в полном составе, а что касается регионов, делегаты будут избираться областным и районными Советами депутатов, чтобы были представлены все уровни региональной власти.
В-третьих, делегаты будут выдвигаться от гражданского общества. Здесь стоит вспомнить законопроект об основах гражданского общества, который также уже подготовлен и рассматривается в Парламенте. В этом законопроекте есть глава об особых формах взаимодействия государства и гражданского общества. Они состоят в том, что субъекты гражданского общества, общественные объединения численностью не менее 100 тысяч человек, которые занимают конструктивную позицию и имеющие представительство во всех регионах, имеют право выдвигать своих членов в качестве делегатов во Всебелорусское народное собрание. К слову, в ВНС войдет 400 делегатов именно от гражданского общества. И это еще один признак того, что Всебелорусское народное собрание будет формироваться демократично, там будут представители разных регионов, сфер деятельности, с разными, вероятно, политическими взглядами, но, разумеется, находящиеся на конструктивной социальной платформе.
– Правильно ли будет сказать, что в составе Всебелорусского народного собрания будут представлены все слои общества?
– Совершенно верно. Всебелорусское народное собрание будет представлять все социальные слои, в том числе в его состав войдут простые трудовые люди. Ведь Беларусь реализует принцип социальной справедливости и ценности труда, ценности трудового человека.
Вхождение в ВНС в качестве делегата, повторюсь, возможно, во-первых, через участие в формировании Советов депутатов разного уровня. Я четко знаю, что люди, которые живут и честно трудятся на своей земле, пользуются уважением в коллективе, имеют все возможности стать депутатами местных советов и делегатами ВНС соответственно.
Во-вторых, через общественные объединения. В частности, общественное объединение «Белая Русь», которое я возглавляю, очень внимательно отслеживает активность коллег, видит тех, кто заинтересован в работе, в конструктивных инициативах. Мы поддерживаем их, и такие люди также могут стать делегатами Всебелорусского народного собрания.
– Неоднократно говорилось о расширении полномочий Всебелорусского народного собрания.
– У Всебелорусского народного собрания будут все те полномочия, которые предусмотрены Конституцией, кроме того, законопроект предполагает, что ВНС будет определять список народных заседателей Верховного суда.
Важно отметить, что законопроект предусматривает, что Всебелорусское народное собрание будет собираться не реже одного раза в год, при необходимости чаще. Возглавят ВНС председатель и его заместитель, рабочим органом будет являться Президиум, который должен собираться не реже двух раз в год для решения текущих вопросов. Важно отметить для понимания граждан, что деятельность делегатов Всебелорусского народного собрания, включая членов Президиума, будет осуществляться на общественных началах, то есть без отрыва от основного места работы. Только председатель и его заместитель будут работать на постоянной основе.
– Помимо темы формирования Всебелорусского народного собрания на совещании у Президента рассматривались изменения избирательного законодательства. Какие главные новшества нас ждут?
– Надо отметить, что новое избирательное законодательство предусматривает введение Единого дня голосования. Это важно в том смысле, что выборы депутатов местных Советов всех уровней, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики и формирование ВНС будет осуществляться в рамках одного электорального цикла в течение нескольких недель. С февраля 2024 года выборы будут проходить в соответствии с этой нормой.
Кроме того, будут оптимизированы участковые окружные комиссии, сами округа. Определенные требования вводятся к кандидатам на должность Президента Республики Беларусь: возрастной ценз – 40 лет, не менее 20 лет пребывания на территории страны, ряд других значимых требований. Все они направлены на повышение демократичности выборного процесса и, разумеется, ответственности кандидатов и избирателей.
Я думаю, что если и формируются какие-то дополнительные фильтры, хотя я, например, их не вижу, то это только в том случае, если есть попытки занять позицию для раскачивания ситуации, политических процессов в стране. Но если человек нацелен на конструктивную работу в органах власти, созидая, пусть и не всегда соглашаясь с общими взглядами, однако неся пользу поступательному развитию государства, для него нет и не будет никаких преград.
– Подытоживая, хочется спросить, какова все-таки, на Ваш взгляд, роль Всебелорусского народного собрания в политической системе страны, насколько ВНС станет деятельным и эффективным органом и будет соответствовать потребностям народа, учитывая складывающуюся обстановку внутри страны и за ее пределами?
– Всебелорусское народное собрание работает с 1996 года и уже доказало конструктивный, эффективный и созидательный характер. На ВНС принимались значимые и часто судьбоносные решения для страны. Поэтому сейчас закрепление его в Конституции – это очередной шаг на пути понимания того, что Всебелорусское народное собрание – мощный орган народовластия, реального участия народа в политической системе, в общественной жизни. Роль этого органа в повышении степени демократичности, большей вовлеченности людей в управление страной. Это совершенствование демократии как таковой, причем это шаг, который может послужить примером для других стран.
Помимо прочего, ВНС может выполнять функцию стабилизатора, чтобы не допустить каких-то опасных решений, если они назреют. В августе 2020 года нашу страну хотели перевернуть и порвать на части, и в таких ситуациях ВНС может быть тем органом, чье слово будет решающим.