Более 85 процентов жителей нашей страны являются пользователями интернета.
Интернет давно стал одним из основных источников получения новостей и пространством для общения. Более 85 процентов жителей нашей страны являются пользователями интернета.
Одним из наиболее популярных интернет-ресурсов являются социальные сети и мессенджеры. В мире насчитывается 4,2 миллиарда их пользователей (53,6 процента мирового населения). В среднем каждый день в течение 2020 года в социальных медиа создавалось более 1,3 миллиона новых аккаунтов, что составляет примерно 15,5 новых пользователей в секунду. Рядовой пользователь социальных медиа сейчас проводит на этих платформах 2 часа 25 минут каждый день.
Нередко в Сети можно встретить непроверенные, а иногда и целенаправленно искаженные сведения, фейки. Информационная агрессия на глобальном и национальном уровнях становится центральным звеном гибридных войн. Поэтому очевидно, что сегодня именно контент национальных СМИ и интернет-ресурсов, уровень медиакультуры населения становятся одними из ключевых факторов, которые обуславливают характер протекания различных социальных процессов в нашей стране.
Информпространство Беларуси
Современная белорусская аудитория имеет доступ к различным медиа и платформам. Так, на 1 ноября 2021 года в Министерстве информации Республики Беларусь зарегистрировано 1608 печатных СМИ; 261 телерадиовещательное СМИ; 9 информационных агентств; 37 сетевых изданий.
В Беларуси распространяется порядка трех тысяч зарубежных СМИ, большинство русскоязычных. Продолжает развиваться Байнет.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь за 2020 год, 85,1 процента населения в возрасте 6–72 года имеет доступ к интернету, 71,3 процента выходят в Сеть ежедневно. Наиболее популярными мессенджерами у белорусов являются Viber – 87 процентов, Telegram – 56 процентов, WhatsApp – 46 процентов. Социальными сетями: ВКонтакте – 3,8 миллиона пользователей, Instagram – 3,2 миллиона пользователей, Одноклассники – 2,8 миллиона пользователей.
В защиту национальных интересов
В Республике Беларусь до недавнего времени действовали одни из самых либеральных законодательных норм в области работы СМИ. Внешнее вмешательство во внутреннюю политику Беларуси заставляет внимательно посмотреть на законодательный опыт других стран и с учетом имеющейся специфики внедрить его в правовое поле Беларуси.
В этой связи серьезным шагом в защите и развитии белорусского информационного пространства стал ряд новаций, значимых для сферы правоотношений в области массовой информации, предусмотренных в Законе Республики Беларусь от 24.05.2021 г. № 110-З «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации».
Многие изменения нацелены на регулирование правоотношений в интернет-пространстве. В частности, расширен перечень лиц, которые не вправе выступать в качестве учредителей СМИ. Установлен ряд запретов в части создания и функционирования СМИ с иностранным участием. Расширен перечень информации, распространение которой запрещено как в СМИ, так и на интернет-ресурсах. Существенно изменен подход к правовому статусу журналиста СМИ.
Для оперативного пресечения распространения противоправной информации Министерство информации, наряду с судом, обладает полномочиями по принятию решения о прекращении выпуска СМИ. Кроме того, право на вынесение решений об ограничении доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию предоставлено Генеральному прокурору, а также прокурорам областей и г.Минска в отношении интернет-ресурсов, сетевых изданий, посредством которых распространяется информация, направленная на пропаганду экстремистской деятельности или содержащая призывы к такой деятельности, а также информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь.
Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, влечет за собой административную ответственность. Экстремистскими формированиями признаются в том числе телеграм-каналы. Создателям, организаторам и участникам экстремистских формирований грозит лишение свободы на срок до 7 лет.
Задумайтесь, что вы читаете
События последних лет неоднократно показывали, что основные сражения за Беларусь сегодня проходят не в высоких кабинетах или в честной борьбе на избирательных участках, а именно в информационном поле. Наша страна и раньше нередко сталкивалась с откровенной провокаторской деятельностью представителей ряда оппозиционных и зарубежных медиа. В погоне за сенсациями отдельные СМИ неоднократно занимались недостоверным освещением событий в Беларуси, стремились при помощи различных фейков и искажений реальной информации оправдывать действия организаторов несанкционированных выступлений. Вырос и градус деструктивных материалов.
Однако все усилия, предпринимаемые государством по развенчанию ложной и деструктивной информации, будут тщетны, если сами белорусы не будут задумываться о том, что и зачем они читают или смотрят, кому они готовы верить.
Как отличить фейковые новости в интернете от настоящих
- Изучите источник новости. Прежде всего необходимо найти первоисточник – того, кто первым опубликовал эту информацию. Следует попытаться понять, что это за ресурс или человек, каковы их цели. Если это сайт – то можно ли на нем найти данные о дате и месте регистрации, сотрудниках, номера телефонов редакции? Если человек – это реально существующий автор? Можно ли ему доверять? Что о нем пишут в интернете? Если у статьи нет автора, то это часто делается во избежание ответственности за написанное.
- Изучите новость целиком. Не следует судить о новостях только по заголовкам, потому что с целью привлечения внимания аудитории названия фейковых статей делаются намеренно сенсационными и вызывающими.
- Изучите ссылки, указанные в новости. Пройдите по ссылкам, вставленным в статью, и проверьте, действительно ли они соответствуют данной новости. Выясните – ссылки ведут к надежным, авторитетным источникам или к каким-то сомнительным безымянным сайтам или экстремистским Telegram-каналам?
- Проверьте дату выпуска. Зачастую старые события перерабатываются и преподносятся как новые, даже если они больше не актуальны.
- Оценивайте непредвзято. Помните, что люди больше склонны доверять той информации, которая подтверждает их убеждения, и отрицать те сведения, которые противоречат их мнению.
- Обратитесь к специалистам. Ищите подтверждение экспертов, которые действительно разбираются в освещаемой теме.