В Республике Беларусь большое внимание уделяется различным формам работы с населением. Одним из направлений данной работы является рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, которая осуществляется, в первую очередь, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В этих целях принят Закон Республики Беларусь от 18. 07. 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц», который вступил в силу с января 2012 года. О том, как исполнялся Закон об обращениях граждан, какие проблемы наиболее часто граждане и юридические лица затрагивали в 2021 году и как местная власть помогает берестовичанам их решать, рассказывает начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц управления по юридической работе, обращениям граждан и юридических лиц райисполкома Ольга Пилецкая.
— Ольга Эдвардовна, что Вы можете сказать о количестве обращений от граждан и юридических лиц, поступивших на рассмотрение в районный исполнительный комитет и сельские исполнительные комитеты за прошлый год?
— Хочу отметить, что в связи с планомерной работой руководства райисполкома, организаций и предприятий района, председателей сельисполкомов по решению социально значимых вопросов, волнующих граждан, а также проведением субботних прямых телефонных линий, ежедневных горячих линий, единых дней информирования и встреч с населением по месту жительства в 2021 году общее число обращений, поступивших в райисполком сократилось, а в сельисполкомах осталось на уровне 2020 года.
Наибольший удельный вес в 2021 году имели устные обращения. Также гражданами активно используется письменная и электронная форма подачи обращений.
В 2021 году с 8 до 9 увеличилось количество записей, внесенных в книгу замечаний и предложений райисполкома, были внесены записи и в книгу замечаний и предложений Берестовицкого и Эйсмонтовского сельисполкомов.
Сравнительный анализ обращений, поступивших в райисполком, в разрезе территориальных единиц, указывает на значительное снижение количества обращений от граждан, проживающих за пределами Берестовицкого района, Берестовицкого и Эйсмонтовского сельсоветов. Количество обращений от жителей Пограничного сельсовета осталось на уровне 2020 года. От граждан, проживающих в горпоселке, Конюховском, Малоберестовицком и Олекшицком сельсоветах количество обращений увеличилось.
В основном, просьбы граждан относятся к компетенции сельисполкомов – это оказание содействия в ремонте дорожного покрытия и уличного освещения, удаление деревьев на кладбищах в сельской местности и другое. Вместе с тем у населения сохраняется тенденция не обращаться в сельисполкомы по месту жительства, а сразу направлять свои заявления в райисполком и другие госорганы.
Хочу обратить внимание жителей района, что в соотвествии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией:
— в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных им организациях, территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных или входящих в состав (систему) республиканских органов государственного управления и государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, другим государственным органам, иным организациям, осуществляющим свою деятельность и расположенным в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях;
— в других организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих организаций.
На основании вышеизложенного следует, что обращения, направленные в вышестоящие государственные органы (областные и республиканские), по поручению их руководства рассматриваются на уровне райисполкома или сельисполкома.
– Какие вопросы наиболее часто затрагиваются в обращениях?
– В райисполком за анализируемый период поступило 40% обращений, которые затрагивают важную и повседневную сферу жизнедеятельности населения жилищно-коммунального хозяйства, эксплуатации жилищного фонда, благоустройства населенных пунктов и улучшения жилищных условий.
Характерной чертой роста вопросов землеустройства и землепользования является то, что граждане по-прежнему избегают обращений в суды, предпочитая административный порядок защиты своих прав, направляя при этом обращения в райисполком.
Количество обращений по вопросам транспорта вызвано внесением изменений в график его движения с 1 ноября 2021 года.
По остальным вопросам количество обращений уменьшилось.
– Есть категория людей, которые минуя местные контролирующие органы, с возникшими проблемами и просьбами зачастую обращаются в вышестоящие органы. Сколько таких обращений зарегистрировано?
– В 2021 году снизилось количество обращений, поступивших в Гродненский облисполком от жителей района, однако на 100% увеличилось количество обращений, поступивших в Администрацию Президента Республики Беларусь. Таких обращений было 8. Два заявителя направляли повторные, необоснованные обращения трижды по вопросу условий труда и дважды по вопросу компенсации расходов по электроотоплению в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь. Результат рассмотрения обращений в вышестоящих органах остался тот же, что при первоначальном рассмотрении.
Только одно обращение по вопросу начисления заработной платы признано обоснованным. Три виновных лица предприятия были привлечены к дисциплинарной ответственности.
– Насколько местной власти удается удовлетворять просьбы жителей района?
— По многочисленным просьбам граждан отремонтирована после пожара и 19 февраля текущего года начала работать баня в аг. Пограничный, с целью функционирования бани в д. Почобуты, принят на работу в РСУП «Олекшицы» истопник, возмещен ущерб заявителю за подтопление жилого помещения за счет установленного виновного лица из Берестовицкого РУП ЖКХ, ответственного за проведение капитального ремонта жилого дома по ул. Советской № 7 в Большой Берестовице (данные вопросы были разрешены с участием депутатов местного уровня), восстановлено ежедневное горячее водоснабжение и температурный режим в жилых домах в аг. Массоляны, выполнено удаление деревьев на кладбище в Берестовице.
В 2021 году положительно разрешены 5 коллективных обращений по вопросам горячего водоснабжения в агрогородках Пограничный и Массоляны, добавления дополнительного остановочного пункта около лицея по маршруту Большая Берестовица – Могиляны, текущего ремонта гравийного покрытия по ул. Ковалевского в горпоселке, ограждения площадки для мусорных контейнеров в аг. Олекшицы и другие.
– Что Вы можете сказать о работе диспетчерской службы 115 Берестовицкого РУП ЖКХ?
– В среднем за сутки в диспетчерскую службу 115 Берестовицкого РУП ЖКХ поступает до 8 заявок.
Контроль за исполнением заявок, поступающих на службу 115, осуществляется дежурным оператором и руководством РУП ЖКХ. С 1 февраля 2021 года программа «диспетчерская служба» установлена и в райисполкоме.
Поступающие заявки в основном исполняются в установленные сроки, однако имеют место заявки с нарушением сроков исполнения. Так, например, просроченная заявка по ремонту кровли дома в горпоселке привела в течи потолка в квартире заявителя. По итогу виновное лицо в РУП ЖКХ привлечено к дисциплинарной ответственности.
– Ольга Эдвардовна, скажите, пожалуйста, много ли обращений находится на длительном контроле в райисполкоме и сельисполкомах?
– На контроле в райисполкоме с 2015 и на начало 2022 года находится 9 обращений.
Так, например, из-за недостатка финансирования длительное время не разрешен ряд таких вопросов, обозначенных в обращениях граждан, как проведение капитального ремонта дома под № 32 по улице Ленина, участка улично-дорожной сети по улице Молодежная в г.п.Большая Берестовица, газификации жилого дома по ул. Молодежная в аг. Старый Дворец, обустройство по ул. Восточной в райцентре пешеходной дорожкой с дополнительным электроосвещением.
По вышеназванной причине с мая 2017 года на длительном контороле находится обращение по вопросу строительства водоотводных каналов с устройством переездов для защиты от подтопления агрогородка Малая Берестовица, деревень Каменка, Хиляки, Кончаны. Проектная документация изготовлена, прошла государственную и экологическую экспертизу. В бюджете района и в областном фонде финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами отсутствуют денежные средства на строительство вышеназванного объекта.
С 2015 года на контроле в облисполкоме и райисполкоме находится обращение по вопросу демонтажа объекта «фабрика спортивной одежды».
Также имеются обращения, находящиеся на длительном контроле в сельисполкомах, по освещению ул.Гагарина в аг.Пограничный и сносу части сгоревшего дома в д.Каменка.
— Какие еще проводятся мероприятия, направленные на работу с обращениями граждан и юридических лиц?
– Дополнительной формой работы с населением является проведение прямых телефонных линий. Напоминаю, что жители района еженедельно по субботам с 9.00 до 12.00 часов по телефону 801511 2 21 77 могут обратиться к председателям районного Совета депутатов, райисполкома и заместителям председателя райисполкома. В сравнении с 2020 годом количество обращений на прямую телефонную линию увеличилось. 70% таких обращений затрагивали вопросы сферы жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и строительства, ремонта жилищного фонда.
Субботние прямые телефонные линии носят в основном справочно-консультативный характер и требуют разъяснений законодательства в различных сферах жизнедеятельности. В сельисполкомы звонки на субботние прямые телефонные линии не поступали, поскольку председатели сельисполкомов доступны в любое удобное для населения время.
С целью решения вопросов жизнеобеспечения населения, информация о работе с обращениями граждан и юридических лиц размещена на сайте райисполкома. На официальном Интернет-сайте райисполкома размещена специальная рубрика для электронных обращений граждан и юридических лиц, имеется и информация о законодательных актах, регулирующих работу с обращениями граждан, адреса, телефоны служб райисполкома, тексты правовых актов, графики приемов населения руководством. В разделе «одно окно» размещена информация по осуществлению административных процедур. Всеми управлениями, отделами и службами райисполкома соблюдаются установленные графики приема граждан по выдаче справок и документов.
Зинаида Самкова, фото автора