31 января Александр Лукашенко подписал закон, которым утверждена новая редакция Кодекса об образовании. Основные его изменения вступят в силу с 1 сентября этого года – именно с этого времени всем участникам образовательного процесса придется учиться и работать по новым правилам. Мы попросили начальника отдела образования Берестовицкого райисполкома Павла Панкевича прокомментировать нововведения, которые ждут систему образования.
— Новая редакция Кодекса об образовании увидела свет спустя десять с небольшим лет после появления ныне действующей версии документа, — говорит Павел Николаевич. — С тех пор произошло много изменений как непосредственно в сфере образования, так и в повседневной жизни белорусов, в законодательстве. Фактически эти новшества — анализ десятилетней практики применения ныне действующего документа. Как следствие, в обновленный документ внесена масса поправок и новаций.
В частности, в Кодекс об образовании включено 17 новых статей — их теперь 297. Обновления касаются как общих вопросов совершенствования системы образования и организации образовательного процесса, так и требований ко всем участникам процесса, а также социальной защиты и поддержки обучающихся и выпускников.
В кодексе установлены те принципы, которые остаются незыблемыми для системы образования: доступность, качество образования, социальные гарантии, и добавляются еще два новых принципа — инклюзии в образовании и обязательности общего среднего образования.
— Коснутся ли изменения системы дошкольного образования?
— В новой редакции Кодекса оптимизированы виды учреждений дошкольного образования. Раньше их было 6, теперь остается только 3: детский сад, санаторный детский сад, дошкольный центр развития ребенка. При этом их общее количество не изменится.
Впервые в кодекс введена норма о возможности реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в дошкольных учреждениях. Она позволит проводить в учреждениях кружковые и иные виды работ для развития способностей воспитанников.
С принятием новой редакции кодекса появилась возможность получать дошкольное образование на дому детям, которым по медицинским показаниям нельзя было посещать сады.
— Несомненно, всех наиболее интересуют изменения в системе общего среднего образования.
— Общее среднее образование стало обязательным (сейчас обязательным является базовое). Но это не означает, что всем учащимся после окончания 9-го класса необходимо продолжить обучение в 10-м. Как и ранее, выпускники 9-го класса общее среднее образование смогут получить как в ходе дальнейшей учебы в школе, так и в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.
Для уменьшения нагрузки предусмотрена возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися V—XI классов. Сейчас они проводятся только в IX—XI классах.
Руководитель учреждения образования может принять ребенка в первый класс на основании заявления одного из его законных представителей и решения педагогического совета, если будущему ученику исполнится 6 лет до конца календарного года. В настоящее время в 1-й класс зачисляют детей, которым шесть лет исполняется к 1 сентября.
Отражено в кодексе закрепление микрорайонов за учреждениями для упорядочения приема детей в первые классы. Однако это не исключает возможности их обучения не на территории микрорайона учреждения при наличии в нем свободных мест.
Меняется продолжительность учебного года. Он будет длиться с 1 сентября по 31 августа (ранее — с 1 сентября по 1 июня). Но не спешите волноваться: учиться дольше не придется. Ведь в период летних каникул воспитательная работа в учреждениях образования и так не прекращалась – учителя работали, действовали детские лагеря, проводились воспитательные мероприятия. Продолжительность учебного года была изменена, чтобы устранить это несоответствие.
Еще одно важное изменение — итоговая аттестация по отдельным предметам будет проводиться в виде централизованного экзамена. В 2023 году вузы будут принимать абитуриентов уже по его результатам.
— А что со специальным и дополнительным образованием?
— Изменения затронули и образование лиц с особенностями психофизического развития. В первую очередь это направлено на внедрение инклюзивных подходов, обеспечивающих равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей.
Увеличен срок получения специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью во втором отделении спецшколы и в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с 9 на 10 лет.
Также предоставлена возможность сочетать обучение на дому с занятиями в учреждении, что, безусловно, будет способствовать лучшей социализации обучающихся с особенностями психофизического развития.
Появился новый вид дополнительного образования — одаренных детей и молодежи на базе Национального детского технопарка. Целый раздел кодекса посвящен вопросам, которые регулируют его деятельность.
Предусмотрено согласование учебно-программной документации при реализации программы дополнительного образования детей и молодежи с Министерством образования. Оговорен нижний предел зачисленных в объединение по интересам детей – не менее 12.
— Изменится ли что-то в плане воспитательной работы?
— Усилена воспитательная составляющая образования в части формирования патриотизма и гражданственности.
Предусмотрена также организация транспортного обеспечения к местам проведения воспитательных мероприятий.
В новой редакции кодекса уточнены функции педагогических работников, в том числе и педагогов, которые выполняют функции классного руководителя.
В то же время к обязанностям родителей отнесено обеспечение выполнения их детьми требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка для обучающихся.
Беседовала Ирина МИКЛАШ