С 01.07.2023 года вступил в силу ряд изменений в законодательстве о внешней трудовой миграции, в частности новая редакция Закона о трудовой миграции. Представляем краткий обзор основных нововведений, касающихся осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, не имеющими разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь (далее — иностранцы).
Спецразрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь
Спецразрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, выданные до 01.07.2023 года
— сохраняют свое действие в течение срока, на который они были выданы;
— прекращают свое действие в случае, если на соответствующие отношения с иностранцами действие положений гл. 4 Закона о трудовой миграции в новой редакции не распространяется. Например, это иностранцы, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище, а также которые аккредитованы в качестве журналистов иностранных СМИ или являются руководителями представительств иностранных организаций и др. (ч. 2 ст. 2 Закона о трудовой миграции в новой редакции).
В указанном случае наниматель должен вернуть спецразрешения в подразделения по гражданству и миграции по месту своего нахождения (месту жительства). Сделать это также нужно в месячный срок с 01.07.2023 года, т.е. по 31.07.2023 года включительно.
Порядок выдачи спецразрешений закреплен в ст. 28 — 32 Закона о трудовой миграции в новой редакции. Так, они выдаются в отношении иностранца по заявлению нанимателя (ч. 1 ст. 28 Закона о трудовой миграции в новой редакции).
По общему правилу спецразрешение выдается с учетом заключения комитета по труду, занятости и социальной защите райисполкома о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности (абз. 1 ч. 3 ст. 28 Закона о трудовой миграции в новой редакции).
При этом выдача спецразрешения производится без учета вышеуказанного заключения в отношении следующих трудящихся-иммигрантов (абз. 2, 3 ч. 3 ст. 28 Закона о трудовой миграции в новой редакции):
— привлекаемых в качестве руководителей коммерческой организации, в создании которой они участвовали (в качестве собственника имущества, учредителя, участника), обладающих профессиональными знаниями, умениями и навыками, подтвержденными документами об образовании и стажем работы по профессии рабочего (должности служащего) не менее 2 лет, а также размер указанной в трудовом договоре месячной заработной платы которых должен превышать пятикратный размер месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь;
— являющихся высококвалифицированными работниками, чьи профессии рабочих (должности служащих) не включены в перечень профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда (абз. 4 ст. 9 Закона о трудовой миграции в новой редакции).
Примечание. Порядок и условия выдачи заключения о возможности осуществления иностранцами в Республике Беларусь трудовой деятельности закреплены в соответствующей Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты, МВД и Минэкономики от 01.06.2023 №15/119/14.
Напомним, что осуществление трудящимся-иммигрантом трудовой деятельности в Республике Беларусь без получения нанимателем спецразрешения и заключения трудового договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ч. 2 ст. 25 Закона о трудовой миграции в новой редакции).
Так, на 2023 г. определен перечень профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда (абз. 15 ч. 2 ст. 2 Закона о трудовой миграции в новой редакции). В частности, это водитель автомобиля, слесарь-ремонтник, швея, ветеринарный врач, фельдшер и др. В отношении указанных иностранцев получать спецразрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь не нужно (ст. 28 Закона о трудовой миграции в новой редакции).
Однако наниматели, привлекающие для осуществления трудовой деятельности иностранцев по профессиям (должностям), включенным в указанный перечень, должны письменно уведомлять подразделения по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов по месту своего нахождения (месту жительства), если иное не предусмотрено законодательными актами (ч. 3 ст. 2 Закона о трудовой миграции в новой редакции):
— о заключении (продлении срока действия) трудового договора с иностранцем — в течение 3 рабочих дней с даты его заключения (продления срока действия);
— прекращении трудового договора с иностранцем — в течение 3 рабочих дней с даты его прекращения.
Обратите внимание! В случае включения в перечень профессий рабочих (должностей служащих), на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда, какой-либо профессии рабочего (должности служащего), на которую был привлечен трудящийся-иммигрант, трудовой договор с которым не прекращен, полученное в отношении его спецразрешение аннулируется (абз. 13 ч. 2 ст. 32 Закона о трудовой миграции в новой редакции).
3. Трудовой договор между трудящимся-иммигрантом и нанимателем
С 01.07.2023 с трудящимся-иммигрантом может быть заключен только срочный трудовой договор, за исключением контракта. При этом срок трудового договора не должен превышать срока действия спецразрешения (ч. 1 ст. 33 Закона о трудовой миграции в новой редакции).
Кроме того, в трудовом договоре обязательно должен быть указан размер оплаты труда не ниже размера минимальной заработной платы, действующей в Республике Беларусь на дату заключения трудового договора (ч. 2 ст. 33 Закона о трудовой миграции в новой редакции).
Обратите внимание! С иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь, наниматель вправе заключить любой вид трудового договора, предусмотренный законодательством о труде.
Таким образом, трудовые договоры с трудящимися-иммигрантами, заключенные до 01.07.2023 года, действие которых не прекращено, должны быть приведены нанимателями в соответствие с требованиями законодательства, в частности Закона от 30.12.2022 № 233-З (ч. 6 ст. 2, ст. 4 Закона от 30.12.2022 № 233-З).
Обратите внимание! Приведение трудовых договоров в соответствие с законодательством не является изменением существенных условий труда (ст. 32 ТК). В этой ситуации наниматели должны действовать в порядке, установленном для внесения изменений в кадровые документы в случае изменения законодательства.
Также отметим, что с 01.07.2023 года, наниматель обязан уведомлять подразделение по гражданству и миграции о заключении и прекращении трудового договора с трудящимся-иммигрантом в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения трудового договора. Порядок и форма уведомления устанавливаются МВД (абз. 9 ч. 2 ст. 35 Закона о трудовой миграции в новой редакции).
Нанимателем уведомление о заключении (продлении срока действия) и прекращении трудового договора с трудящимися-иммигрантами должно быть предоставлено в подразделение по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов по месту нахождения (месту жительства) нанимателя:
— в виде электронного документа.
Подавать уведомление нужно будет по установленной форме (приложение к постановлению МВД № 98 о порядке и форме уведомления).
Людмила ДОБКО, старший инспектор группы по гражданству и миграции ОВД Берестовицкого райисполкома