В Республике Беларусь бюджетные учреждения осуществляют самую разную деятельность в области культуры, спорта, здравоохранения, финансирование которой осуществляется за счет средств бюджета. Однако кроме бюджетного финансирования, закрепленного нормами законодательства, данные учреждения могут заниматься деятельностью, приносящей доход.
Получение средств от осуществления внебюджетной деятельности для бюджетных учреждений имеет большое значение, так как является дополнительным источником дохода, позволяющим развивать и укреплять материально-техническое оснащение организации, осуществлять дополнительные выплаты стимулирующего и социального характера своим работникам.
Как правило, при занятии предпринимательской деятельностью любая организация уплачивает в бюджет исчисленные от полученного дохода налоги. Бюджетные учреждения также не исключаются в Налоговом кодексе Республики Беларусь из числа налогоплательшиков.
При получении данными субъектами доходов от оказания платных услуг, от реализации товаров и иных доходов налоги исчисляются и уплачиваются, в основном, в общеустановленном порядке. Однако, в ряде случаев при определении к уплате сумм налогов может применяться и освобождение от налогообложения, которым и пользуются отдельные бюджетные учреждения.
Как показывают проводимые Комитетом государственного контроля Гродненской области контрольные мероприятия, на практике при использовании льготного режима при исчислении налогов данными налогоплательщиками зачастую допускаются нарушения.
К примеру, отдельными учреждениями культуры неверно определялся размер льготы по налогу на прибыль, применяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 181 Налогового кодекса Республики Беларусь, согласно которому от налогообложения указанным налогом освобождается прибыль организаций культуры, полученная от осуществления культурной деятельности, направленная этими организациями на приобретение и ремонт основных средств, приобретение имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав, необходимых для осуществления культурной деятельности.
Только по результатам контрольно-аналитических мероприятий за 2023 год и истекший период 2024 года Комитетом доначислено налога на прибыль на сумму более 300,0 тыс.руб.
Учреждениями, допустившими нарушения, в соответствии с частью третьей пункта 2 статьи 55 Налогового кодекса Республики Беларусь за исполнение налогового обязательства в более поздний срок по сравнению с установленным налоговым законодательством сроком, были уплачены в бюджет пени.
Комитет обращает внимание, что неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) в соответствии со статьей 14.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет административную ответственность как в отношении должностного лица, так и в отношении самого юридического лица.
Комитет государственного контроля Гродненской области