Именем заслуженного строителя БССР, Героя Социалистического труда, государственного и политического деятеля Беларуси Ивана Жижеля названа улица в Большой Берестовице. Благодаря его организаторскому таланту и кипучей энергии в послевоенные годы выросли десятки промышленных предприятий, возрождены города и села, возведены жилые кварталы Минска с его уникальным по красоте главным проспектом. В новом выпуске проекта «Улицы героев» рассказываем о земляке, внесшем огромный вклад в развитие строительной отрасли республики.
Тяжелое детство
Родился Иван Жижель 16 июня 1904 года в деревне Сыроежки Берестовицкого района в семье безземельного крестьянина, служившего сторожем на близлежащей железной дороге. В августе 1914 года началась Первая мировая война. В августе 1915 года к Гродно начал приближаться фронт Первой мировой войны. Началась массовая эвакуация населения. Люди уезжали не просто семьями – деревнями – в глубокий тыл. Жители села Сырежки также подались в так называемое «беженство». Семья Жижелей оказалась на Урале, в Челябинске. Когда отец Ивана, который служил на железной дороге путевым обходчиком, умер от тифа, вся тяжесть забот о семье легла на плечи пятнадцатилетнего паренька. Чтобы его приняли на работу на станцию Минск Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги хотя бы чернорабочим, пришлось приписать два лишних года. Лопатой, тяжелым ломом и киркой он очищал железнодорожные пути от снега, льда, потом стал учеником слесаря. Парень брался за любую работу, лишь бы прокормить семью.
В начале 20-х годов «беженцы» начали возвращаться домой. Но в 1921 году по Рижскому мирному договору Сыроежки, как и вся Западная Беларусь отошли к Польше. Поэтому семья Жижелей решила поселиться в Минске.
В 1922 году по направлению райкома комсомолец Иван Жижель пошел учиться в железнодорожное ремесленное училище. Окончив его, работал плотником в депо, затем помощником машиниста. В 23 года Иван Жижель стал машинистом. В 1924 году вступил в Коммунистическую партию.
Кадры решают все
В первой пятилетке партия выдвинула лозунг: «Кадры решают все». Тысячи коммунистов направились в технические вузы, был среди них и Иван Жижель. После окончания института он работал прорабом, а затем был назначен инженером-конструктором Белгосстроя. С 1938 по 1941 год работал директором Белорусского государственного института промышленного проектирования. В то время институт проектировал не только заводы и фабрики, но и оборонные объекты.
Но началась война, положившая конец мирной жизни. Бомбы посыпались на Минск. Под непрерывной бомбежкой пришлось эвакуировать институт. В июне 1941 года, получив отказ в отправке на фронт (как у инженера-строителя, у него была бронь), Жижель с болью в сердце покинул горящий город и добрался до Смоленска, где на призывном пункте отказался от брони и попросился на фронт.
Будни сапера
Человеку, который по профессии должен был строить, пришлось разрушать: ставить минные заграждения, наводить переправы. Уже осенью 1941 года под Москвой он командовал ротой понтонно-мостового батальона.
Успешная минная операция, в результате которой в декабре 1941 года на минном поле у подмосковной деревни Акулово взорвались сразу шесть танков, была отмечена даже в сводках командования. Из доклада командующего войсками Западного фронта генерала армии Г. К. Жукова И. В. Сталину от 8 декабря 1941 года: «Подразделения наших саперов иногда ставили противотанковые мины в непосредственной близости от танков противника. В бою за деревню Акулово немецкие танки понесли большие потери на минных полях…»
А вот что написал генерал-лейтенант И.Л. Галицкий в книге «Саперы открыли дорогу» (Москва, 1983): «В деревне Акулово под огнем противника минные поля ставили бойцы саперной роты под командованием лейтенанта Ивана Жижеля. За этот подвиг И.М. Жижель был награжден орденом Красной Звезды, который я ему вручил…».
В декабре 1941 года заместителю командира отдельного понтонно-мостового батальона Западного фронта Ивану Жижелю было поручено руководство переправой через Москву-реку. 10-14 декабря переправа была наведена у села Михайловского. Через переправу пропущены девять танков, полковая и дивизионная артиллерия, несколько частей кавалерии и пехоты. Работы проводились под сильным минометно-пулеметным огнем противника и бомбардировкой вражеской авиации. За эту переправу Жижель был награжден медалью «За отвагу».
Еще немало переправ организовал Иван Жижель под огнем фашистов, заложил множество мин и обезвредил их. Он очень гордился трудовым орденом «Знак Почета», который получил во время войны за наведенные переезды и налаженные дороги, за сотни перевернутых кубометров земли.
Послевоенное строительство
В 1944 году после освобождения Беларуси Иван Матвеевич был направлен на работу в Минск. Об отдыхе думать в то время не приходилось. Тысячи минчан по выходным расчищали завалы после бомбардировок. Среди них был и он – Иван Жижель.
Он сразу приступил к работе заведующего отделом стройматериалов Госплана БССР. Настойчиво пытался восстановить кирпичный и цементный заводы, наладил производство цемента, кирпича, стекла, гвоздей, черепицы, а чуть позже и шифера. Именно при его активном участии в послевоенный период начали работать кирпичные заводы в селах Красное и Знайдино Берестовицкого района. Сотрудник Госплана Иван Жижель даже приезжал в родной регион на их открытие. А сколько радости он испытал, когда заработал кирпичный завод в Непорожневцах и пошла первая черепица в Кончанах.
Иван Матвеевич работал инженером Главного управления промышленного строительства, а с 1951 возглавил Главное управление по строительству города Минска. Вся ответственность за восстановление и развитие города была возложена на него. Проблем было много. Горожанам нужно было жилье, республике – новые учебные заведения, промышленности – новые корпуса заводов и фабрик.
У строителей Минска первоначально был только один башенный кран и несколько экскаваторов. Первую очередь строительства главного проспекта – от Главпочтамта до площади Победы – возводили пять лет. В пригородных урочищах вырастали тракторный, автомобильный заводы, жилые микрорайоны, магазины и школы.
«…В быстрых темпах восстановительных работ и поистине суворовском натиске строительства за небывало короткий срок сыграли свою роль личные качества Жижеля-руководителя. Известный девиз «каждый знай свой маневр» он постоянно осуществлял на практике и требовал смелых и решительных действий от своих подчиненных любого ранга. Конкретную задачу получал каждый бульдозерист, каждый шофер, каменщик, инженер…» (Отрывок из материала правнука Ивана Жижеля Виктора Гутарова «Судьба моей семьи в судьбе моей страны», опубликованного в газете «Беларус-МТЗ обозрение» в 2010 году).
В 1955 году Иван Жижель был назначен министром строительства БССР. Выполняя задания по строительству Гродненского азотно-тукового завода, Солигорского калийного, Полоцкого нефтеперерабатывающего комбинатов, он умело организует работы, добивается досрочного ввода объектов, за что в 1964 году удостоен звания Героя Социалистического Труда. К боевым орденам и медалям прибавились награды за трудовую доблесть – орден Ленина и два ордена «Знак Почета».
Талантливый инженер и мудрый человек
Иван Матвеевич был не только крупным организатором производства, талантливым инженером, но и мудрым человеком. Он никогда не забывал, что технический прогресс в отрасли невозможен без серьезного научного задела. Именно поэтому всегда поддерживал развитие строительной науки и людей, ее творящих.
При нем в строительстве республики был внедрен ряд принципиально новых творческих решений, имеющих союзный приоритет, таких как производство высоконапорных труб, железобетонных и центрифугированных конструкций, строительство заводов и комбинатов крупного панельного домостроения.
Министр Жижель был инициатором формирования новых строительных трестов: туда набирали десятки тысяч, как правило, сельских юношей и девушек, которых надо было научить строительной специальности. Во многих городах республики были созданы строительные училища.
На XX и XXII съездах КПБ Иван Матвеевич был избран кандидатом в члены ЦК, на XXI съезде – членом Центральной ревизионной комиссии, на XXIII, XXIV съездах КПБ – членом ЦК.
Лицей имени Жижеля
Ветеран Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда, заслуженный строитель Беларуси, министр промышленного строительства БССР, Почетный гражданин Минска Иван Матвеевич Жижель ушел из жизни в 1982 году. Через 12 лет в доме на углу улицы Захарова и Войскового переулка, где жил герой, открыли мемориальную доску в его честь. Имя заслуженного строителя Республики Беларусь Ивана Жижеля носит также Минский государственный профессиональный лицей №10 строительства.
Подготовила Светлана ГОНЧАРОВА
Фото из открытых источников