Многие атрибуты праздника для нас настолько привычны, что, кажется, существовали всегда, однако им всего несколько столетий. Более того, не сразу появился и сам праздник. О становлении традиций рассказала ведущий научный сотрудник Гродненского государственного музея истории религии Галина Хомко.
Великий день
– Если спросить, когда родился Христос, ответят: 25 декабря по григорианскому календарю, 7 января – по юлианскому. Но давайте обратимся к Новому завету, где рассказано про его рождение: там нет ни дня, ни месяца, ни даже поры года, – обращает внимание Галина Александровна. – Почему ни Матфей, ни Лука не указали их? Первые христиане были из иудеев, а они день рождения не отмечали. При всем этом, как никакой другой народ, очень трепетно относились к рождению ребенка, потому что ждали Мессию – спасителя.
Примерно во II веке был установлен праздник Богоявления, посвященный рождению Христа, поклонению волхвов и крещению в реке Иордан. Верующие вспоминали эти события в один день – 6 января. И только в IV веке большинство христиан начинают отмечать Рождество как отдельный праздник. Интересно, что Армянская апостольская церковь по-прежнему придерживается старой традиции.
– Почему именно 25 декабря (7 января)? Когда световой день начинал увеличиваться, а ночь понемногу шла на убыль, римляне праздновании Сатурналии и день рождения солнца непобедимого, – рассказывает Галина Хомко. – С приходом христианства стали отмечать уже не день рождения солнца, а день рождения того, кто это солнце, как и весь мир, создал.
Празднование Рождества длится две недели: в католической традиции – от Рождества до Богоявления (праздника Трех королей), а в православной – от Рождества до Крещения.
Год столь важного для верующих события установил в первой половине VI века, сопоставив изложенное в Библии с историческими фактами, монах Дионисий Малый. Ему мы и обязаны летоисчислением от Рождества Христова или, как иначе называют, от начала нашей эры. Хотя, отмечает музейный работник, современные исследователи сходятся на том, что монах на несколько лет всё же ошибся.
Атрибуты праздника
– Вначале торжество отмечали в храме, молитва могла дополняться мистерией – театрализованным действом: во время чтения отрывка из Евангелия о поклонении волхвов священник проходил мимо верующих со звездой, которая, согласно Библии, и привела мудрецов в Вифлеем, – продолжает Галина Хомко. – Потом, с XIII века, получили распространение рождественские инсталляции. Первую по преданию создал в Италии святой Франциск. В храмах в те времена звучала латынь, которую простые люди не понимали, и он захотел сделать праздник более доступным.
В канун Рождества верующие накрывают постный стол. Обязательное блюдо – кутья. Наши предки делали ее из ячневых зерен, заправляли медом и маком.
Примерно с XVI столетия одним из атрибутов праздника становится елка. Традиция украшать деревце (сперва в храме, потом и в домах) пришла с немецких земель и постепенно распространилась по всей Европе. Она восходит к «райскому дереву» предрождественской мистерии. Дело в том, что 24 декабря церковь вспоминает Адама и Еву. К этой дате в храмах устанавливали и украшали деревья, в основном, поскольку была зима, – хвойные.
– То, что дерево появляется в каждой семье, считается заслугой протестантов. По легенде, Мартин Лютер шел предрождественским вечером по улице и увидел прекрасное, усыпанное звездами, небо. Оно простиралось над лесом и, казалось, звезды лежат прямо на деревьях. Захотев разделить это прекрасное чувство с другими, он принес домой елочку и украсил ее свечами, – рассказывает Галина Александровна.
Существует множество преданий о том, почему на Рождество ставят именно елку. По одному из них возле места рождения Христа росли ель, пальма и маслина. Пальма и маслина обсуждали, как пойдут к младенцу и какие дары ему принесут. Ель тоже захотела пойти с ними, но те ее осмеяли: «Что ты со своей липкой смолой и колючками может дать?». Ангел, услышав это, украсил ель звездами. И младенец Иисус, проснувшись, первой взглянул на нее и улыбнулся.
Время подарков
Елки украшали яблоками, орехами, гирляндами-цепочками из бумаги или соломы, выпекали кружочки и звездочки из теста. К слову, первые стеклянные шары появились в середине XIX века в немецком местечке Лауша. И это событие также окутано множеством легенд. Одна из них утверждает, что мужчина-стеклодув сделал их для своих дочек вместо яблок, потому что из-за неурожая нечем было украсить ель. По традиции праздничное деревце венчает звезда – напоминание о Вифлеемской звезде.
– Одни полагают, что Бог создал ее как ориентир для волхвов, а потом она пропала, другие – что это был ангел. А XVII веке астроном Кеплер, изучая небо в середине декабря, заметил интересное явление: когда несколько небесных тел близко подходят друг к другу, это похоже на большую яркую звезду. И Кеплер предположил, что при рождении Христа они также выстроились в таком порядке, – объясняет научный сотрудник музея. – Еще одна версия заключается в том, что Вифлеемская звезда – не что иное, как комета Галлея.
Сегодня Рождество ассоциируется с подарками, но так было далеко не всегда. На наших землях традиция известна с XVI века и изначально была связана с днем святого Николая – 6 декабря. И появилась не в светском обществе, а в монастырях, где воспитывали сирот: в эту дату в начале декабря им дарили кульки с орехами или сладостями. После благодаря Мартину Лютеру и протестантам, у которых нет культа святого, вручение подарков «перенеслось» на Рождество.
В фондах Гродненского государственного музея истории религии хранятся рождественские православные иконы и западноевропейские гравюры XIX века. Примечательно, что сцены Рождества на них изображены по-разному: для православной традиции характерно отображение сразу нескольких сюжетов рождественского цикла на фоне пещеры, в западноевропейской, как правило, изображается одно событие.
– Святого Николая на наших землях очень любят. В давние времена его называли «хуткі святой» и обращались, когда, казалось, уже неоткуда ждать помощи, – рассказывает Галина Хомко. – Святой Николай – архиепископ Мир Ликийских – был очень добрым человеком. По легенде, узнав, что семья с тремя дочерьми из-за нужды хочет продать одну из них, он стал подбрасывать в камин мешочки с деньгами. А другая легенда гласит, что в голодные годы святой Николай оставлял бедным семьям коробки с едой. Спустя века образ доброго святого трансформировался в Америке в Санта Клауса.
Фото носит иллюстративный характер