К концу нынешнего года в Беларуси продадут около 3 тысяч новых электромобилей, а в 2025‑м продажи вырастут в четыре раза. Таковы прогнозы Белорусской автомобильной ассоциации. Каковы плюсы и минусы электрокара, разбираемся со специалистами.
Большая разница
Пересаживаясь из автомобиля с ДВС в электрокар, первое, к чему придется приноровиться водителю, — зарядка. Маршрут поездки нужно планировать заранее, чтобы не остаться без «топлива» вдали от зарядной станции.
Какие же есть отличия электрокаров от автомобилей с ДВС?. Владельцы «электричек» могут навсегда забыть о регулярной замене свечей, масла, фильтров или приводных ремней. В автомобиле с ДВС более тысячи высоконагруженных и трущихся деталей, которые со временем изнашиваются и требуют замены. В электромобиле таких деталей в десять раз меньше, проводит параллели ведущий специалист по обучению минского дилера JAC Владислав Доменикан:
—Производители устанавливают свои интервалы обслуживания электрокаров. Как правило, это 1-2 раза в год или, в зависимости от марки, каждые 8-20 тысяч километров. В перечень работ в рамках ТО входит, в основном, проверка исправности узлов и агрегатов электромобиля. После определенного пробега может понадобиться замена охлаждающей и тормозной жидкостей, воздушного фильтра и проверка тормозной системы, реже — замена масла в редукторе.
Испытание холодом
У батареи электромобиля есть три вида температурного режима: оптимальный, приемлемый и напряженный, и все они связаны с погодой на улице.
— Комфортнее всего электрокар чувствует себя при температуре 15 — 20 градусов. В этом диапазоне мы не используем ни кондиционер, ни печку, соответственно, не тратим энергию батареи и аккумулятора на климат в салоне, — отмечает начальник отдела развития дилерской сети JAC ООО «Трансконсалт Сервис» Дмитрий Попов. — При температуре ниже 10 градусов значительная часть энергии батареи тратится на обогрев самой себя и салона. Поэтому зимой запас хода зимой снижается вдвое.
Что с ремонтом?
Рядовому пользователю стоит знать лишь, где находится заливная горловина для омывающей жидкости и кнопка для разблокировки зарядного пистолета. Со всем остальным рекомендуют обращаться к специалистам на СТО. Дмитрий Попов перечисляет несколько ситуаций, когда владельцу электрокара стоит обратиться за помощью к автомеханику. Во-первых, это проблемы с батареей — ключевым элементом электромобиля. Во-вторых, неисправности зарядного устройства. Поломки могут возникнуть из-за ударов, перегрузок или короткого замыкания. В-третьих, неисправности электронных или механических элементов. К таким уязвимым узлам относятся датчики, кондиционеры, рулевое управление и контроллеры.
Чего точно не стоит делать, так это пытаться чинить электрокар самостоятельно, предупреждает Владислав Доменикан:
— Неспроста во время первых испытаний Tesla ее сопровождали несколько пожарных машин. Электрокар — это сгусток энергии. Одно неловкое движение — и травма электрическим током гарантирована, поэтому все мастерские по ремонту электротранспорта оборудованы резиновым покрытием и дефибриллятором.
При зарядке осторожность тоже не помешает. Теоретически электромобиль может вызвать поражение током 380 вольт. При этом для взрослого человека опасным для жизни является напряжение уже примерно в 50 вольт. Именно для защиты пользователя электромобили и зарядные станции оснащены различными блокираторами.
СБ