В настоящее время граждане Беларуси и России могут обменять выданное в соседнем государстве водительское удостоверение без сдачи теоретического экзамена. А вот в случае утраты других зарубежных документов придется в установленном порядке подтвердить факт их получения через консульские учреждения или другие компетентные органы страны происхождения. При этом не нужно получать дубликат за границей, рассказывает старший инспектор по особым поручениям отделения регистрационно-экзаменационной деятельности и технического надзора главного управления ГАИ МОБ МВД подполковник милиции Павел Санкевич:
К слову, отныне мото- и автолюбителям, имеющим удостоверения категории А (подкатегории А1), В и С, для получения последующей не придется подтверждать знание ПДД за компьютером. Однако эта норма не действует в случае возврата права управления после лишения.
Кроме того, в законе прописана необходимость сдавать квалификационные экзамены на транспортных средствах с той коробкой передач, на которой проходила подготовка. В то же время кандидаты в водители, получавшие навыки за рулем авто с МКПП, могут в том числе сдавать на железном коне с автоматической трансмиссией.
Что касается прочих новшеств: для тех, кто потерпел неудачу во время практической части испытаний, повторная попытка будет назначена по предварительной записи.
— Также исключили требование по продолжительности этого экзамена. Раньше кандидату в водители предстояло преодолеть минимум четыре километра пути. Сейчас упор сделан на выполнении основных обязательных элементов независимо от длины дистанции, — уточнил офицер.
Вместе с тем у мотолюбителей появилась возможность совершить одну ошибку при сдаче практической части испытания для получения удостоверения категории А. При этом экзамен будет продолжен с того элемента, который не удался у кандидата с первой попытки.
— Стоит напомнить об основаниях для отказа в допуске к испытанию — применявшихся и ранее, а сейчас закрепленных нормативно, — продолжил подполковник милиции. — Среди них — отсутствие медсправки, необходимых документов (равно как и представление последних с истекшим сроком действия или какими-либо исправлениями), наличие сведений о лишении либо ограничении права управления, а также факт недостижения возраста, установленного для сдачи экзамена (АМ, А1 — 16 лет, А, В, С — 18, D, Е — 21 года).
По словам П. Санкевича, изменения коснулись и транспортных средств, на которых будет приниматься экзамен:
— Для категории В все осталось по-прежнему. Что касается А, испытания теперь станут проводить на мотоциклах с объемом двигателя более 220 см³ (раньше — 125 см³), С — учебных грузовых авто с максимально допустимой массой свыше восьми тонн. Для D установлено новое требование: в салоне должно быть не менее 23 пассажирских мест.
Желающим получить категорию СЕ предстоит продемонстрировать мастерство вождения на машине, относящейся к категории С, с прицепом массой не менее двух тонн, имеющим две оси с расстоянием между ними не менее двух метров (или прицепом общей длиной пять метров). Для DЕ, соответственно, речь об учебном авто категории D с прицепом категории СЕ либо общей длиной транспортного средства более 15 метров.
В свою очередь первый заместитель начальника главного управления ГАИ МОБ МВД полковник милиции Александр Войтешко напомнил, что ранее для повышения оперативности и качества обслуживания граждан также были упрощены административные процедуры, связанные с регистрацией и снятием с учета железных коней.
С этой целью, в частности, введен электронный паспорт транспортного средства. Для авто, ввезенных в нашу страну из-за границы, его следует получить в подразделениях РУП «Белтаможсервис». И затем уже с ЭПТС и документами, подтверждающими законность приобретения средства передвижения, обращаться в МРЭО для его регистрации.
И срок этой адмпроцедуры, кстати, сейчас также сокращен с 10 до 7 рабочих дней. А период, в течение которого новый собственник обязан поставить на учет технику, напротив, увеличен с 10 дней до 30 с момента приобретения.
И такое решение вполне обоснованно. Ведь не секрет, что в ряде случаев автолюбители покупают (в том числе ввозят из-за границы) транспорт, имеющий существенные дефекты после участия в ДТП. Восстановить таких железных коней до идеального состояния за несколько суток зачастую невозможно. При этом регистрировать средство передвижения с видимыми повреждениями сотрудники МРЭО не имеют права, а за управление неучтенным транспортом предусмотрен штраф в размере до одной базовой величины. Чтобы смягчить правовое регулирование этого вопроса, и были приняты законодательные новеллы.
С учетом уплаты так называемого транспортного налога многих граждан, де-факто давно расставшихся со своими авто, но де-юре продолжавших числиться их владельцами, волновал вопрос снятия машин с учета в связи с утилизацией.
Прежде осуществить это в упрощенном порядке (то есть когда собственник не мог представить для осмотра ни авто, ни регистрационных номеров, ни документов) допускалось, если сотрудники МРЭО исходя из баз данных могли сделать однозначный вывод: техника не эксплуатировалась в течение трех лет. Это значит, что в отношении ее не заключался страховой полис, отсутствовали сведения о прохождении техосмотра и допущенных нарушениях ПДД.
Теперь для упрощения этой административной процедуры и снятия нагрузки с граждан установленный контрольный период сокращен до года.
Еще одно важное нововведение связано с тем, что отныне во время постановки авто на учет новому собственнику больше не нужно терять время в МРЭО в ожидании своей очереди для заполнения соответствующего заявления. Его в электронном виде специалист составит прямо на площадке осмотра транспорта и удаленно направит коллегам для дальнейшей работы. Поэтому после процесса сверки номеров автолюбителю останется лишь обратиться с регзнаками для переоформления.