В 2024 году в принеманском крае возрос туристический поток.
По предварительным данным, за 10 месяцев область посетило более 800 тысяч туристов – темп роста увеличился на треть по отношению к прошлому году. Об этом корреспонденту «ГП» рассказала заместитель начальника управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Татьяна Лидяева.
Целевые рынки в России, Китае и Узбекистане
Стоит отметить значительный рост темпов внутреннего туризма. Гродненская область – визитная культурная карточка страны – притягивает соотечественников. Чаще всего гостями Гродненщины становились жители столичного региона.
Возрастает туристическая привлекательность Принеманья у иностранцев, особенно россиян. На сегодняшний момент темп роста экспорта туристических услуг к аналогичному периоду прошлого года составил более 130 процентов. В этом немаловажная заслуга безвизового порядка въезда в нашу страну. Напомним, что 19 июля 2024 года решением Президента безвизовый порядок въезда в Беларусь был распространен на граждан 35 стран Европы. Больше всего иностранцы посещают Гродно и Дятловский район.
– В этом году мы продолжили работать на основных целевых рынках. Это, безусловно, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Узбекистан. Управлением спорта и туризма Гродненского облисполкома за 2024 год было проведено порядка 16 семинаров и рекламных визитов для экскурсоводов и представителей средств массовой информации. В их числе поездки для туроператоров из Санкт-Петербурга, Москвы, Смоленска, Ленинградской области, Республики Башкортостан, Узбекистана и Китайской Народной Республики. Также на территории области прошли съемки трех трэвел-шоу российских телеканалов – программа «Поехали», «Поедем, поедим» и «Неизвестные маршруты Беларуси», – подчеркнула Татьяна Лидяева.
Если говорить о туристических выставках, сотрудники управления спорта и туризма Гродненского облисполкома в 2024 году приняли участие в крупнейших мероприятиях, которые проходили в Москве, Пекине, Ташкенте и Минске. К слову, в столице нашей республики впервые была организована экспозиция всех регионов Гродненщины, где во всем многообразии был представлен туристический потенциал области. Отметим, что похожая экспозиция пользовалась большим спросом у гостей фестиваля национальных культур во дворе Нового замка.
Большое внимание уделялось и международным соглашениям. За 2024 год Гродненская область подписала 6 соглашений о сотрудничестве. Партнерские связи в сфере туризма были установлены с Министерством туризма Смоленской области, Министерством туризма и промысла Нижегородской области, Комитетом по туризму города Москвы, управлением туризма Сырдарьинской области Узбекистана, а также Белорусско-Китайским центром культуры и развития, Китайским туроператором во время выставки в Пекине.
Агроусадьбы, инфоцентры и промышленный туризм
Заместитель начальника управления спорта и туризма Гродненского облисполкома отметила, что в числе главных задач 2024 года была популяризация Гродненской области среди экскурсоводов и туроператоров нашей страны. Так, в прошлом году были организованы и подготовлены семинары по Островецкому, Ошмянскому, Слонимскому, Новогрудскому и Дятловскому районам.
– Успешно завершила год сфера агроэкотуризма – в 2024 году свою деятельность осуществляли более 260 субъектов. Пятая часть из них по решению райисполкомов пользуется налоговыми льготами. Это свидетельствует о значительной поддержке владельцев агроусадеб со стороны государства. В Гродненской области в прошлом году было открыто 19 новых усадеб, а 6 прекратили свою деятельность, – говорит Татьяна Лидяева. – В основном больше всего субъектов агроэкотуризма в Гродненском, Лидском, Вороновском районах. Все объекты этой сферы активно вовлекаются в туристический оборот, создают информационные продукты для гостей, популяризируют историко-культурное наследие, создают мастер-классы.
Востребованным остается историко-культурный туризм. В первую очередь посещают музеи и замки, которыми славится Гродненская область. Отметим, что количество туристов, побывавших в экспозициях за 10 месяцев 2024 года, превысило посещение музеев за весь прошлый 2023 год. Самыми популярными музеями были Старый замок, Лидский, Гольшанский и Мирский замки.
Ведется работа по популяризации объектов туристической инфраструктуры. Планомерно устанавливаются информационные знаки для навигации туристов. К слову, за 2024 год на Гродненщине появилось 114 новых знаков, в том числе 42 информационных стенда, 47 табличек, 13 баннеров и 12 указателей направления движения. В первую очередь это необходимо для туристов, которые путешествуют самостоятельно. Такая работа будет продолжена и в 2025 году.
Также в помощь гостям региона действует сеть из 14 туристических информационных центров. В текущем году открылось 4 новых – в Зельве, Волковыске, Мире и Гродно. И в настоящий момент они являются центрами получения информации для путешественников на всех уровнях, а среди туроператоров помогают ориентироваться при появлении новых услуг и объектов в регионе, чтобы можно было планировать новые направления.
Одним из направлений деятельности является экскурсионная – в штате туристических информационных центров работают аттестованные гиды-экскурсоводы. На сегодняшний момент по итогам последней аттестации в Волковысском, Дятловском, Кореличском, Мостовском, Новогрудском и Слонимском туринфоцентрах штатные специалисты являются аттестованными экскурсоводами – всего их в области работает 165, а также 12 гидов-переводчиков. Чтобы повышать квалификацию таких сотрудников на регулярной основе, проводятся аттестации по новым маршрутам, так как, согласно законодательству, человек не имеет права вести экскурсию, если не аттестован на том или ином маршруте. Однако процесс идет успешно и услуги профессиональных экскурсоводов востребованы группами особенно в ключевых точках туристического интереса, таких как Гродно, Гродненский район, Новогрудок, Лида.
Промышленный туризм Гродненщины также бурно развивается. Например, только за первое полугодие 2024 года экскурсии на предприятиях и производствах посетило порядка 70 тысяч человек. Пользуется популярностью и гастрономический туризм. Более 80 тысяч приезжих гурманов в 2024 году посетили такие предприятия, как «Лидское пиво», «Лидапищеконцентраты», «Мядовы шлях» и многие другие. Конечно, этому во многом поспособствовало то количество мероприятий, которые проходили на Гродненщине и привлекали поток туристов.
– О востребованности Гродненской области как туристического направления говорят и рейтинги. Так, на прошлогодние новогодние праздники Гродно входил в первую пятерку по бронированию жилья в Беларуси. А уже в августе, по данным портала Куфар Недвижимость, белорусы летом 2024 года арендовали жилье более чем на 8,8 тысячи ночей в Гродно. Также областной центр входит в топ-5 направлений для путешествий по стране. К слову, в качестве рекомендации для путешествий друзьям, знакомым или коллегам 11,5 процента опрошенных чаще всего отмечали Гродно, – сказала Татьяна Лидяева. – По данным Республиканского союза туристической индустрии, Гродно находился на первом месте в стране по числу бронирований в средствах размещения. Этот показатель за январь–август составил 247 процентов. Также средняя загрузка санаториев составляла 86,1 процента в прошлом году, что говорит о востребованности оздоровительного туризма на Гродненщине.
Волковыск ждет туристов
Волковысский район за 2024 год посетило около 1 тысячи туристов. Одним из положительных примеров развития туристической сферы в регионе является Волковысский районный туристический информационный центр. Этот быстроразвивающийся объект осуществляет свою деятельность порядка 5 месяцев. Директор учреждения Егор Гиз стал победителем республиканского конкурса в текущем году «SuperПРОФИ» в номинации «Спорт и туризм».
– Мы являемся одним из немногих туристических информационных центров, который работает на экскурсионное обслуживание больших автобусных групп. Нашему проекту всего 5 месяцев, но создание и подготовка длились около трех лет. Рядом с центром есть все необходимое – кафе, магазины. В теплое время года работает летняя трасса. Когда мы увидели площадь, на которой будем располагаться – 17 квадратных метров, то поняли, что без дизайнерского подхода тут не обойтись. Благодаря усилиям нам удалось создать грамотно организованное туристическое пространство, где гостям будет всегда комфортно. Также продумали вопрос демонстрации туристического потенциала района при помощи презентаций и видеороликов, чтобы туристы могли сами увидеть все красоты региона, – рассказал Егор Гиз.
На данный момент в центре существует экскурсионный маршрут «Летапіс Ваўкавыска». Он включает в себя посещение 13 исторических объектов, расположенных в районном центре, в том числе знакомство с экспозицией военно-исторического музея имени П.И. Багратиона. Маршрут стартует от железнодорожного вокзала, здание которого также является историческим. Туристам показывают место размещения волковысского шталага в годы Великой Отечественной войны, Свято-Никольскую церковь, популярную фигуру волка на центральной площади города, здания бывшей еврейской больницы и городского магистрата, католический храм святого Вацлава и военно-исторический музей. Завершается экскурсия на Шведской горе.
Примечательно, что маршрут также является инклюзивным и подходит для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, а также людей с инвалидностью, когнитивными нарушениями, низким уровнем социальной активности. По всему районному центру размещены 13 информационных стендов – маркировка выполнена с учетом потребностей особенных туристов, а именно с использованием шрифта Брайля и тактильной графики. На табличках размещены также два QR-кода. Пройдя по первому, можно получить подробное пояснение, как пользоваться возможностями маршрута. По второму путешественников ждет рассказ о посещаемом объекте. Доступны также видеоролики с сурдопереводом.
В районном туристическом информационном центре также работают над развитием социальных сетей. Видео в Инстаграм набирают за сутки по несколько десятков тысяч просмотров благодаря современному подходу с юмором. Планы на будущее также есть. Пока в зимнее время туристических групп не так много, сотрудники центра работают над созданием аудиогида, также планируется закупать у местных ремесленников и реализовывать среди туристов сувенирную продукцию.
«Гродненская правда»