Выпускники, которым предстоит непростой выбор будущей профессии, уверен, часто слышат от учителей, родителей, знакомых искреннее пожелание – в добрый путь! Вряд ли кто-то из ребят особо вникает в смысл этих слов, ведь большинство считают, что прошедшие одиннадцать лет были куда сложнее, чем предстоящее будущее. В этой связи мне хочется вспомнить, как начинался этот добрый путь для ряда берестовицких десятиклассников, получивших аттестаты в 1966 году.
В комсомольско-молодежной бригаде
Так уж сложилось, что более успешными в реализации своих планов были девчата, многие из которых сразу же поступили в высшие и средние специальные учебные заведения. Многие же из парней, не пройдя по конкурсу, влились в трудовые коллективы берестовицких предприятий.
Одним из таких предприятий была межколхозная строительная организация (МСО). Новые мехдворы, животноводческие фермы, клубы, жилье – все это было полем деятельности организации. Параллельно возводились технологические здания новой базы МСО.
Когда в организации собралось приличное количество бывших выпускников, руководство МСО решило организовать тогда очень модную комсомольско-молодежную бригаду. Во главе бригады поставили более опытного Сергея Боярчука, в его подчинении были Толя Морозов, Гена Пликус и я.
Поручения, которые нам давались, были серьезные. В деревне Плюскаловцы возводилась молочно-товарная ферма. Основные стены выводили профессионалы, нам доверяли делать внутренние перегородки. Так потихоньку мы осваивали специальность каменщика и при этом учились некоторым профессиональным хитростям. Конечно, быстро и качественно работать у нас получалось не сразу. Выработка, как и зарплата, были минимальны. Но нас радовало сделанное, ведь эти стены (пусть не совсем красивые и ровные) были первым, что мы осилили в начавшейся взрослой жизни.
Жизненная наука
Так, изо дня в день, мы привыкали к своему новому статусу, считая, что очередные испытания легко преодолимы и их будет немного. Однако жизнь преподносила сюрпризы, преподавала свою науку. Как-то на станцию «Берестовица» пришел вагон насыпного цемента. У МСО тогда не было цементовоза, а фасованный сыпучий продукт относился к категории дефицита. Из вагона его разгружали взрослые работники, а на базе – молодежь. Не знаю почему, но нас не обеспечили респираторами или марлевыми повязками. И вот, в непроветриваемом складе, окутанные густыми клубами пыли, мы трудились целый день, периодически выбегая на свежий воздух в паузах между приезжающими грузовиками. После такой стрессовой нагрузки на организм быстро поняли, что подобными «процедурами» забетонировать легкие очень просто, а этого, естественно, не хотелось. Поэтому посоветовавшись, мы с ребятами решили поменять место работы и вскоре влились в коллектив дорожно-строительной организации.
Когда результат труда радует
Нельзя сказать, что стало легче: ждал все тот же по-мужски тяжелый физический труд. Зато постоянно на воздухе. Мы засыпали гравием дорогу Берестовица – Старинцы. Высаживали по обочине несколько сотен молодых тополей. Деревья должны были своими корнями укреплять откосы, которые при обильных весенних паводках могли просесть и даже разрушиться, зимой – задерживать снег, наметаемый с полей, жарким летом – затенять проезжую часть. Так и было какое-то время. Но, к сожалению, быстро превратившись в могучие деревья, тополя стали представлять серьезную опасность для транспорта и людей: сильный ветер мог обломать их ветви. Сегодня тех посаженных деревьев уже нет.
Подарок жителям Иодичей
Из этого жизненного периода запомнился еще один эпизод. Теперь уже как-то стало привычным и обыденным видеть заасфальтированными дороги, населенные пункты, производственные территории. А в конце шестидесятых подобное встречалось редко. К примеру, в деревне Иодичи, чтобы сделать надежный всесезонный проезд через населенный пункт, укладывали на имеющееся песчаное полотно природный материал – булыжник, которого имелось в изобилии. Как ни печально, но люди, умевшие это делать, как и их древняя профессия, уже канули в историю. Мне посчастливилось как подсобнику не только перенести десятки тонн камней, но и изучить тонкости процесса. Иногда мастер позволял уложить несколько метров брусчатки. Когда по окончании работ все лишнее было убрано с объекта и промежутки между камнями засыпаны крупным желтым песком, деревня преобразилась. Казалось, ее дома стали светлее и выше. Это был маленький подарок жителям, сделанный за три недели мозолистыми руками мастера-брусчатника. Я горд, что принимал в этом участие. Непередаваемое ощущение морального удовлетворения результатом своего труда запомнилось на всю жизнь.
«Спасибо школе»
Уже под занавес нашей начальной трудовой деятельности, перед призывом в ряды Советской Армии мы с другом Александром Фальковичем получили задание обсадить деревьями дорогу от станции «Берестовица» до Грицевич. Посадочным материалом были тоненькие березки. В минуты отдыха мы рассуждали: «И когда они вырастут? Это же не тополя. Наверное, через лет 40-45. Вот бы посмотреть на них спустя эти годы!». Не знаю, получилось ли у моего напарника это осуществить, но я через 42 года посетил место своей молодости. Да, деревьев осталось очень мало, но те, что пережили десятилетия, выглядели стройными кудрявыми красавицами! Обняв толстый ствол одной из них, я прижался щекой к белоснежной бересте. Ощутив холодок незаметно пролетевших лет, подумал, что все-таки для всех выпускников добрый путь похож на слабый ручеек, который, пробивая себе дорогу, несмотря ни на что, стремится стать полноводной сильной рекой.
Видимо поэтому старшее поколение и произносит в напутствие повзрослевшей молодежи эти традиционные слова, зная по собственному опыту, что без упорства, терпения и настойчивости свою собственную дорогу не осилить. Все мои одноклассники стали профессионалами, толковыми специалистами во многих отраслях народного хозяйства, занимали разного уровня должности, прославляли труд простых тружеников. Поэтому, оглядываясь с высоты прожитых лет, нужно сказать большое спасибо школе и низко поклониться тем, кто готовил и благословлял выпускников в начале долгого и, хочется надеяться, доброго пути.
Виталий БОНДАРИК, г. Островец
Фото из архива автора