Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» в действии

Лента новостей

С 22 января этого года в Республике Беларусь вступил в силу новый Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц».
Новый закон – из ряда тех, которые не просто что-то регламентируют, а продиктованы жизнью. За последующие годы на государственном уровне в республике наметилось немало интересных подходов к работе с обращениями граждан. Это и принцип «одного окна», и ставшие уже регулярными республиканские мониторинги, и выездные приёмы, и «горячие» телефонные линии и т.д.
Всё это делается не столько для того, чтобы сократить число обращений граждан, сколько реально помочь заявителям. А чтобы система такой помощи была эффективной, не нужны бумажные горы, целые «пласты» переписки с тем или иным гражданином.
Как отмечает заведующая сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома Жанна ХВАСТЮК, которую мы попросили прокомментировать нововведения Закона, новый законодательный акт поможет избежать ненужных, часто формальных ответов на письма граждан. По сравнению с ранее действовавшим, новый Закон содержит ряд важных нововведений.

Принципиально важная и знаковая новация Закона – электронные обращения. Такие обращения могут быть направлены двумя способами: на официальный адрес электронной почты организации или путём размещения в специальной рубрике на официальном сайте организации (такие рубрики должны появиться на всех официальных сайтах госорганов и организаций). Рассматриваться они будут так же как и письменные – в течение 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения – не позднее 1 месяца. Требования к электронным обращениям такие же, как и для письменных. Необходимо указать фамилию, имя, отчество, адрес места жительства и адрес электронной почты, понятно изложить суть обращения. Юридические лица указывают своё полное наименование, место нахождения, официальный электронный адрес, суть обращения, а также фамилию, имя, отчество уполномоченного подписывать обращения. Для тех, кто пожелает воспользоваться возможностью обратиться в райисполком по электронной почте, сообщаем адрес: berestovitsa-rik@tut.by, разместить своё обращение можно и на сайте райисполкома в рубрике «Диалог с гражданами».
Законом также определён порядок проведения личного приёма: руководители организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный приём граждан не реже 1 раза в месяц в установленные дни и часы. При временном отсутствии в день личного приёма руководителя организации личный приём проводит лицо, исполняющее его обязанности. При временном отсутствии в день личного приёма иного должностного лица, проводящего личный приём, руководитель организации обязан обеспечить своевременное и надлежащее выполнение функций временного отсутствующего должностного лица другим должностным лицом организации. При проведении личного приёма руководитель имеет право применять технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъёмка), но об этом заявитель должен быть уведомлен до начала приёма.
Новшеством является и тот факт, что организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение 5 дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном настоящим Законом, оставляют обращение без рассмотрения по существу, отправляют обратно заявителю с разъяснением, куда необходимо обратиться. При этом обращения с жалобами на судебные постановления будут во всех случаях возвращаться обратно заявителям с разъяснением порядка рассмотрения таких постановлений.
Поэтому, чтобы не тратить зря время, обращение необходимо сразу направлять в организацию, к компетенции которой относиться рассмотрение обращения. Перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах деятельности, утверждён Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц». Ознакомиться с Перечнем можно в секторе по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома.
Хочу также обратить внимание жителей района на то, что Закон закрепляет меры ответственности граждан за необоснованное обращение и злоупотребление правом на обращение. В частности, предусматривается, что расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Кроме того, гражданину придется также ответить по закону, если в его заявлении содержалась клевета или оскорбления.
И в завершении хотелось бы посоветовать гражданам, которые хотят обратиться с жалобой, предложением, заявлением, внимательно изучить новый Закон, для того чтобы «жаловаться» правильно.
Подготовила
Зинаида Самкова



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *