Современный подросток имеет большие возможности: разнообразие материальных ресурсов, продуктов питания, предметов обихода, новейших разработок гаджетов, неограниченный доступ к СМИ и Интернету, расширяющий круг общения, – которые не всегда приводят к положительному нравственному воспитанию. Многие люди заняты добычей материальных благ, забывая о развитии своего культурного уровня. В быстро развивающемся обществе законные представители зачастую, ссылаясь на постоянную занятость и усталость, редко уделяют должное внимание воспитанию нравственных национальных ценностей своих детей, которые чаще всего растут потребителями и эгоистами. Как результат, в современном обществе наблюдается развитие отрицательных нравственных ценностных ориентаций: пропаганда и широкое освещение насилия, наркомании, экстремизма, терроризма и их проявлений; принятие и пропаганда однополых браков, ранние сексуальные связи, доступность порнографической продукции; вовлечение подростков в социальные игры, ведущие к суицидальному исходу. Повсеместная европеизация населения, из-за которой национальные традиции белорусского народа уходят на второй план.
С целью формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся с 2017/2018 учебного года в Большеберестовицкой СШ дан старт реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся посредством организации волонтерской деятельности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных объединений».
Система образования в Республике Беларусь ориентирована на становление личностных характеристик выпускника, который должен осознавать и принимать ценности человеческой жизни, гражданского общества. Это человек социально активный, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед обществом.
Вместе с тем, воспитательный потенциал социально-воспитательной среды для формирования нравственно зрелой личности пока еще невысок. Не уделяется должного внимания объединению усилий учреждений образования, детских и молодежных объединений и волонтерского движения в формировании нравственных ценностных ориентаций учащихся.
В результате реализации модели инновационной деятельности повысится уровень сформированности нравственных ценностных ориентаций учащихся в созданной образовательной и социально-воспитательной среде в системе взаимодействия учреждения образования и детских и молодежных объединений в волонтерской деятельности.
Елена Гончаревич, заместитель директора по воспитательной работе Большеберестовицкой СШ