Каждый родитель, когда ведёт ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии вашего ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни, с учёбой.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой общее недоразвитие речи, нарушение процессов чтения и письма, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания и нарушения словесно-логического мышления.
Статистика говорит о том, что почти 40% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Оцените сегодняшнее состояние речи своего ребёнка. Выявить и устранить эти дефекты вам поможет учитель-дефектолог, логопед, но все-таки основную нагрузку в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя родители. Да, именно вы. В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
— поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
— правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи;
— проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона.
Родителям важно знать:
— ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребёнком – одно из обязательных условий правильного речевого развития;
— занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребёнка следует убедить, что они необходимы;
— занятие не должно продолжаться более 15 минут, длительная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4–5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;
— занятие не следует перегружать заданиями;
— на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;
— к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.
Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук «Д» в слове «дом», уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.
Жанна Козел,
учитель-дефектолог
Малоберестовицкой СШ