Без малого четверть века существует международный автомобильный пункт пропуска «Берестовица». Количество только грузовых автомобилей, проследовавших через него за все эти годы, исчисляется в миллионном выражении, не говоря уже о легковом автотранспорте. Все, кто трудится здесь, причастны в большей или меньшей мере к выполнению главной задачи, стоящей перед таможенной службой страны – защите экономических интересов своего государства и стран Таможенного союза.
— Республиканский пункт таможенного оформления «Берестовица» в плане своего развития претерпел немало изменений, — говорит начальник таможенного поста Игорь Степанчук (на снимке). Первоначально здесь оформлялись только грузовые автомобили, в 2000-ом году в результате реализации масштабного проекта по модернизации и расширению пункта пропуска было открыто движение легковых автомобилей. А почти десять лет назад, в декабре 2007 года, был сдан в эксплуатацию новый въездной пассажирский комплекс, что позволило значительно увеличить пропускную способность пункта пропуска. В конце этого года планируется начать строительство стационарного инспекционно-досмотрового комплекса, а в следующем году в непосредственной близости от пункта пропуска будет развернуто строительство транспортно-логистического центра.
— Отрадно отметить, что свой профессиональный праздник наши сотрудники встречают с неплохими результатами. Активными темпами ведется борьба с контрабандой и административными правонарушениями. В пункте пропуска неоднократно пресекались факты ввоза наркотических средств и лекарственных препаратов, содержащих запрещенные к ввозу отдельные компоненты. В прошлом году была задержана крупная партия алмазов на сумму почти один миллион долларов. На крупную сумму задерживались в этом году автомобильные запчасти и оборудование.
Радует начальника, что в последнее время охотно идут работать в таможню молодые люди. Был период, по его словам, когда ощущалась нехватка кадров. Не секрет, что далеко не все выдерживают те высокие требования, которые предъявляются к сотруднику таможни. Сегодня этот вопрос не стоит, желающих служить в таможне хватает, даже несмотря на тщательный отбор. Свой накопленный опыт работы охотно передают молодым сотрудникам ветераны таможенной службы. В их числе заместители начальников отделов таможенного оформления и контроля Виталий Дубицкий, Владимир Ковальчук, Владимир Семенюк, старшие инспекторы Тамара Езерская, Марина Кожецкая и Николай Менько, главный инспектор Олег Колесник, инспектор Татьяна Трафимович.
Накануне профессионального праздника мне удалось побеседовать с двумя «старожилами» таможенного поста, заместителями начальников отделов таможенного оформления и контроля Виталием Дубицким и Владимиром Ковальчуком. В августе Виталий Дубицкий отметил 25-летний юбилей работы в таможне, за два десятка перевалил таможенный стаж и у Владимира Ковальчука. Оба они награждены медалями «За безупречную службу» III степени, награждались грамотами Государственного таможенного комитета.
— На моих глазах, — вспоминает Виталий Владимирович, — происходила вся эволюция нашего таможенного поста. Сначала здесь производилось таможенное оформление только грузовых автомобилей. Технических же средств в арсенале таможенников было совсем немного. Сегодня трудно даже и представить, но первое время мы работали без компьютеров, вся информация накапливалась только на бумажных носителях. Конечно, это сказывалось на скорости оформления транспортных средств.
— Сегодня серьезным подспорьем в нашей работе являются новые технологии, — дополняет Владимир Ковальчук. Взять хотя бы мобильный инспекционно-досмотровый комплекс «Рапискан». Он во многом облегчает нашу работу. Через него за смену проходит 50-70 грузовых автомобилей. Технология сканирования, в основе которой лежит использование рентгеновского излучения достаточно высоких энергий, позволяет без вскрытия грузового отсека за минимальный промежуток времени получать изображения перевозимых в нем товаров.
А еще, как заметили мои собеседники, использование «Рапискана» действует профилактически. Зная, что от его «зоркого глаза» ничего не утаишь, вряд ли кто-то, прошедший через такой досмотр, рискнет перевозить контрабандный товар. Да еще и другим коллегам передаст. А стоит ли транспортное средство пропустить через «Рапискан», таможенники решают на основании определенных индикаторов риска. Не минуют этой участи и подозрительные легковые автомобили. Не так давно в аккумуляторной батарее легкового автомобиля были обнаружены таким образом спрятанные сигареты. Не помогло и хитрое устройство: вся внутренняя начинка аккумулятора была оттуда извлечена, а вместо нее вмонтирован маленький мотоциклетный аккумулятор. Остальное же полое пространство «умельцы» заполнили сигаретами.
Существенно ускоряет процесс оформления, по мнению специалистов, и предварительное электронное декларирование. Порядка 99 процентов перевозчиков приезжают в пункт пропуска уже с готовой электронной копией. Все большее внедрение находит предварительное электронное информирование и на пассажирском направлении. Его преимущества заключаются в том, что оно позволяет физическим лицам заявить о перемещаемом товаре или транспортном средстве до фактического пересечения ими таможенной границы ЕАЭС, что, безусловно, способствует сокращению времени оформления документов в пункте пропуска. При этом для физических лиц, использующих такую технологию, выделен отдельный канал.
Всех своих сотрудников начальник таможенного поста сердечно поздравляет с профессиональным праздником, желает всем крепкого здоровья, семейного благополучия и дальнейших успехов в нелегком, но очень нужном деле.
Сергей Хилюта, фото автора