Резкое похолодание, наступившее на прошлой неделе, было серьезным испытанием для многих обслуживающих организаций. Но в первую очередь, для организаций жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающих потребителей самым главным в морозы товаром – теплом. По отзывам многих потребителей в районном центре свой нелегкий экзамен коммунальники выдержали довольно успешно, в квартирах было тепло и комфортно. Своим мнением по этому поводу мы попросили поделиться начальника участка отопительных котельных и тепловых сетей РУП ЖКХ Юрия Синкевича:
— Проведение осенне-зимнего периода – это как раз и есть результат нашей работы по подготовке объектов теплового хозяйства к зиме, и в частности, самых главных из них — котельных и тепловых сетей. В последнее время мы привыкли к тому, что зимы у нас в целом достаточно мягкие, с небольшими похолоданиями. Это была первая серьезная проверка состояния наших объектов. Насколько я считаю, в целом мы эту проверку выдержали, никаких кризисных ситуаций в самые холодные дни не было допущено. Нас контролирует и инспекция Энергонадзора, особых нареканий со стороны ее тоже не было. А на отдельные жалобы, которые фиксируются диспетчерской службой, стараемся безотлагательно реагировать.
Какой-то особой подготовки к экстремальным холодам мы не ведем. В целом тепловое хозяйство готовится к отопительному сезону с учетом того, что зима, как говорят, проявит себя во всей красе. Были проведены испытания тепловых сетей, котельных. В соответствии с установленными требованиями были получены паспорта готовности.
Хотелось бы отметить, что в этом году нам удалось «погасить очаг напряженности» в Олекшицах. Там проведена реконструкция котельной. В конце декабря запущены в работу два новых котла на щепе. Котлы, с моей точки зрения, замечательные, горение происходит очень хорошо, конечно, многое будет зависеть от качества топлива. Выпускает их совместное белорусско-французское предприятие, и мы довольны на сегодняшний день их работой. Теперь в районе уже три котельные работают на щепе. На каждой есть свои запасы, помимо этого есть еще склад в Малой Берестовице. Хотя стараемся по максимуму завозить сырье сразу на объекты, чтобы избежать перевалки и снизить лишние затраты.
Конечно, очень хорошо, что наши поставщики проявляют заботу о нас. Но есть и вторая сторона медали. А как же мы сами, потребители, относимся к теплу — этому очень дорогому товару в прямом и переносном смысле? Вот что высказал по этому поводу государственный инспектор Берестовицкой РЭИ Александр Ясинский:
— Всеми потребителями тепловой энергии и поставщиками была проделана большая работа по ремонту инженерных коммуникаций, утеплению зданий, чтобы зимой было тепло и комфортно. Но как показывают рейды, проводимые Берестовицкой энергоинспекцией по выявлению фактов хищений, соблюдению правил пользования тепловой энергией, проверке работоспособности систем автоматического регулирования расхода тепла в жилых домах, к сожалению, нередко сами владельцы этих домов, жильцы пренебрежительно относятся к труду тех, кто готовил дома к зиме. Так, в жилом доме №40 по ул. Ленина в городском поселке в день проведения рейда, 5 января, в двух подъездах из четырех входные двери в подвал были заблокированы кусками пеноблоков. Такая же картина представилась и в доме №42 по ул. Ленина, принадлежащем КИЗ №1. Очевидно, жильцам этих домов не хватает сил, чтобы преодолеть усилие пружин при открывании дверей.
В момент проведения рейда температура наружного воздуха, зафиксированная датчиками температуры систем автоматического регулирования, была минус 11°С. Согласно расчетам, при такой температуре через открытые двери потери тепловой энергии составляют 0,05 Гкал за один час. Много это или мало? Судите сами: такого количества тепла хватит для того что бы нагреть одну тонну воды от 5 до 55°С. Бесцельно в котлах было сожжено 9,3 кубометра газа на сумму 4,6 рубля. И это за один час. Не стоит забывать, что жильцы этих и других домов только частично компенсируют из своих карманов расходы. Частично потому, что себестоимость единицы тепла составляет 107,27 рубля, а население оплачивает только 12,5 процента от этой суммы, остальная часть компенсируется энергоснабжающей организации за счет средств бюджета, которые могли бы быть направлены на образование, медицину, на повышение разного рода пособий.
Более того, такое пренебрежительное отношение создает неудобства и проживающим на первых этажах соседям за счет проникновения холода в их квартиры через полы.
Вот такие две стороны одной медали. Очень хотелось бы, чтобы, наконец, и поставщики, и потребители действовали в одном русле. Ведь в конечном итоге от этого зависит наше общее благосостояние.
Сергей Хилюта