Страсть всей жизни главного героя советского фильма «Любовь и голуби» Василия Кузякина – сизокрылые пернатые. Помните? Что бы его ни влекло к себе: будь то интересная женщина на курорте или загадочный для него город, он все равно возвращается в затерянный среди сибирских лесов поселок к семье, а самое главное, к неотъемлемой части себя – голубям.
Для Станислава Коженевского из Большой Берестовицы голуби тоже – не просто птицы. Голуби – это целый мир, часть жизнь, не однодневное увлечение, а пришедшее лет 30 назад.
– Я свистеть научился раньше, чем ходить, – шутит Станислав Юзефович. – Все детство бегал к дядьке на голубятню. Покормить птиц, понаблюдать за их повадками. Представьте, какое фантастическое, захватывающее зрелище, когда в небо одновременно взмывает около сотни птиц! Бойные кувыркаются в воздухе, как акробаты, николаевские зависают на одном месте «бабочкой». Тогда в деревне почти в каждом дворе была голубятня, а рядом с ней толпилась местная детвора.
Непритворный интерес семиклассника к птице мог не заметить разве что слепой. Поэтому отец Станислава Коженевского, как человек небезразличный к интересам сына, приблизил его мечту. Однажды говорит: «Вот тебе 25 рублей, иди в Русаки, покупай сизокрылых»! Тогда Станислав стал счастливым обладателям парочки бородавочных голубей, которых поселили в пристроенную на сарае голубятню. Дневал и ночевал с тех пор школьник там.
Шли годы, взрослел владелец сизокрылых и самих пернатых в «птичьем доме» тоже становилось больше. Но расставание с любимцами было неизбежно. Когда пришло время уезжать на учебу в Гродненский физкультурный техникум, уход за голубями пришлось возложить на плечи брата. Потом армия. И снова голуби оставлены на произвол судьбы. Вернулся, а в голубятне его встречает одинокий крылатый почтальон.
– Ну, ничего, – подумал я в тот момент. – Возродим былое. Куплю голубку оставшемуся голубю и наполнится мой птичий двор новым поколением. Но мысли так и остались мыслями, а последний голубь улетел.
После того еще долгое время Станислав Юзефович не водил дружбы с сизокрылыми. Но точку на увлечении поставить не смог.
– Если хочешь «на голубях» заработать, лучше вообще не начинать, – уверенно говорит Станислав. – Среди знакомых голубеводов нет ни одного, который благодаря этому увлечению разбогател. Эти птицы, скорее, помогают себе сами: в Минске я некоторые из пород продаю, а за вырученные деньги покупаю для оставшихся пернатых еду, витамины, подкормки и, как говорится в наших кругах, свежую кровь.
Творческий процесс, он же селекция, или улучшение породы, занимает у голубятника ни день и ни два. Птицы самого высокого уровня выводятся спустя 10-15 лет.
– Была у меня порода голубей, улучшением которой занимался долгое время. Болезнь сальмонелла напала тогда на птиц, я поздно опомнился – порода пропала. Это со стороны кажется: пришел к своей голубятне, посвистел, на голубей посмотрел – и весь труд. К птицам нужно наведываться дважды в день. Покормить, убрать за ними, раз в квартал антибиотиками пропоить.
Имея такой опыт за плечами и знания, в вольере голубятник содержит 30 пар декоративных голубей. Это сизокрылые породы монах, варшавская бабочка, бородавочники, венгерские голуби, или будапешты, почтовые, голуби-чайки.
– Видите, голуби породы монах на голове «носят» темную шапочку, такого же оттенка у них перья и на хвосте, – рассказывает Станислав Коженевский, держа в руках птицу, явно недовольную таким обхождением, но спокойную и особо не возражающую: как-никак, хозяйские руки.
Голуби породы варшавская бабочка удивляют краской оперенья и полетом в стиле «бабочки». А вот почтовые, всем, наверняка, известно, умные птицы, поддающиеся дрессировке. Им удается находить дом за несколько сотен километров. У голубей бородавчатого типа в области глаз и клюва нарасти кожи. Хорошие родители – венгерские голуби, они сами высиживают и выкармливают птенцов. Живут все они в вольере и хорошо знают, где их дом:
– Однажды продал парочку голубей другу из соседней деревни, – вспоминает случай из жизни Станислав Коженевский. – Чтобы они обратно ко мне не возвратились, он взял да кончики крыльев ниткой замотал. Представляете, те спрыгнули на землю и пришли домой пешком, раз лететь не могут.
Конечно, кто бы ни возвратился полакомиться таким разнообразием корма: пшеницей, кукурузой, ячменем, просом, пелюшкой (вид гороха), и надежно укрыться от ястреба.
О своем увлечении Станислав Юзефович не умалчивает, с теми, кто интересуется, готов поделиться информацией. Вот и недавно 1 сентября выступил перед школьниками с лекцией о голубях и показал ребятам некоторые из видов птиц.
– Я развожу голубей для души, – говорит Станислав Юзефович. – Такие изящные, они дарят мне радость. Точно молодец, свистишь-улюлюкаешь, войдешь в азарт – и словно 20 лет с плеч долой!
Елена Карпук,
фото автора