Семьдесят один год прошел со дня Великой Победы. И чем дальше она от нас, тем глубже осознание подвига фронтовиков. Они спасли от катастрофы весь свет. И памяти об их подвиге жить вечно! К сожалению, время неумолимо, и до обидного мало сегодня среди нас тех, кто шел суровыми фронтовыми дорогами. А география их боевого пути обширна.
Поэтому накануне нынешнего дня Победы мы предоставляем слово фронтовикам-землякам, и тем, кто уже давно сроднился с нашей берестовицкой землей.
Медаль за озеро Балатон
Владимиру Харитоновичу Койпишу из г.п. Большая Бересторвица девяносто первый год.
– В Венгрии мне довелось участвовать в тяжелых боях в районе озера Балатон, – вспоминает фронтовик.
Под снарядами и пулями, теряя товарищей, бойцы поднимались в атаки. В такие моменты они проявляли настоящее мужество.
– Мы не думали ни о себе, ни о смерти – выполняли поставленную задачу, – говорит ветеран.
Именно там, в окрестностях Балатона, в перерыве между боями, бойцам их роты вручали боевые награды. Командир полка вручил и ему самую главную солдатскую награду – медаль «За отвагу».
… Секешфехервар. Именно в боях за этот город Владимира Харитоновича ранило. – Что-то сильно толкнуло в грудь, – вспоминает. – Сразу даже не понял, что ранен – сильная боль пришла погодя. В госпитале выяснилось, что, к счастью, осколок снаряда вошел в грудь чуть правее сердца. Его оперировали и лечили в полевом госпитале. Победный майский день
встретили в Австрии, на опушке леса возле города Грац. Кто-то принес новость: «Германия капитулировала!». Это было такое счастье, что не передать словами…
В сопках Маньчжурии
А почетный житель агрогородка Пограничный Павел Андреевич Шкулепа принимал участие в боевых действиях в Маньчжурии. Был наводчиком, затем командиром противотанкового орудия. Награжден медалью «За боевые заслуги», «За победу над Японией», медалью Жукова, орденом Отечественной войны II степени и юбилейными медалями.
— Это человек очень активной жизненной позиции, — говорит председатель районной организации ветеранов Елена Силкова. – 27 лет Павел Андреевич возглавляет ветеранскую «первичку» агрогородка Пограничный, помогает в решении многих вопросов социального характера.
Контужен под Цинтеном
Михаилу Михайловичу Якимовичу из деревни Ярмоличи идет 95-й год. Он был рядовым 32-й дивизии 80-го гвардейского стрелкового полка ІІІ Белорусского фронта, участником Восточно-Прусской операции. Домой вернулся с медалью «За отвагу» на груди.
– Моя фронтовая профессия – пулеметчик, а это значит, всегда не передовой, – рассказывает Михаил Михайлович. – На подступах к городу Цинтен брали «высотку» с укрепленным на ней дотом. Задача стояла уничтожить эту огневую точку. И вдруг совсем рядом с нашим бронетранспортером, разорвался вражеский артиллерийский снаряд. Многие бойцы погибли, а меня контузило. До сих пор помню то странное ощущение, когда смотришь вокруг и ничего не слышишь, плохо понимаешь… Очень тяжелые бои велись под Кенигсбергом. Там и ранило солдата в шею, лежал в госпитале. А медалью его с товарищами наградили за взятие на Балтийском побережье вражеских «языков». Переодетые в одежду красноармейцев, они оказались вражескими диверсантами, готовившими место для десанта.
Освобождал Вильнюс
Александру Григорьевичу Хомко из деревни Волотынь идет сто первый год. Лицом к лицу с войною он встречался трижды. Первый раз – в 1939-м в Польше, когда его мобилизовали в польскую армию. Затем фашисты угнали юношу в Германию… На фронт в Восточной Пруссии он попал в 1944-м. Воевал в 1138-м стрелковом полку. В расчете станкового пулемета был первым номером, это значит, стрелком. Вести огонь по врагу они учились прямо в боях.
– Я участвовал во взятии городов Гольтаб и Вильнюс, – вспоминает фронтовик. – Сражения были очень тяжелые, и потери – большие.
Нас выручали “катюши”. Немцы их очень боялись, а мы – так просто молились. Повоевать нашему земляку больше не довелось: за Вильнюсом его достала снайперская пуля. Раненую ногу пришлось долго лечить в госпитале.
Был ранен в Берлине…
После обучения под Рязанью молодой пулеметчик Василий Тякало из г.п. Б.Берестовица был отправлен на ІІІ Белорусский фронт в Восточную Пруссию. Затем воевал на І Белорусском. Являлся вторым номером пулеметного расчета.
Вспоминает тяжелую переправу через Одер. «Из нас, десятерых бойцов, восемь утонули в этой реке, вода в которой была окрашена солдатской кровью. Не выплыл и еще один мой товарищ, а я сумел ухватиться за седло коня», – рассказывает фронтовик. Второй раз он был очень тяжело ранен на одной из улиц Берлина. Очнулся после операции и понял, что его грузят в самолет. Из Берлина попал в госпиталь города Ландсберг, где его снова повезли в операционную…
В родную деревню Хмелиско гвардии рядовой возвращался в 46-м на протезе и с костылями. О тех тяжелых боях ему напоминают орден Отечественной войны І степени, юбилейные медали. И каждый сделанный шаг, который с годами становился все более трудным…
Победу встретил
в чешском Яблонце
Николай Иванович Янушко из г.п. Большая Берестовица был призван в армию в марте 1945 года. Воевал наш земляк в составе 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов. Был стрелком, участвовал в освобождении Польши, Прикарпатья и Чехии. До сих пор стоят в памяти фронтовика его военные пути-дороги, нелегкие бои за взятие населенных пунктов. Особенно запомнился солдату бой под Фридлантом, где погибло много его однополчан. Победу Николай Иванович встретил в чешском городе Яблонец.
Благодарные жители этой страны чтят память об освободителях родной земли от нацизма. К 70-й годовщине окончания Второй мировой войны Министерство обороны Чехии выпустило специальные памятные медали «70 лет окончания Второй мировой войны». Одна из них была вручена и Николаю Янушко.
Ранен при взятии
Кенигсберга
У Алексея Павловича Кишкуна, который живет в Большой Берестовице, тоже свои счеты с войной. Как и Василий Тякало, он потерял на фронте ногу. Воевал солдат на ІІІ-м Белорусском фронте. Участвовал в освобождении Каунаса. Затем – в тяжелейших боях за взятие Кенигсберга.
– Эта крепость была настолько мощно укреплена, что взять ее наши войска не могли две недели, – вспоминает ветеран. Тот свой последний бой он помнит во всех подробностях.
– Вдруг почувствовал сильную жгучую боль в левой ноге, – рассказывает. – Сначала не понял, что ранен, в состоянии шока продолжал бежать. Как потом оказалось, была затронута и правая нога.
Была операция. Ампутация. Потом врач успокаивал бойца: «Тебе повезло. Мог остаться без обеих ног». Вскоре пришла радостная весть о том, что наши войска взяли Кенигсберг.
А сельский парень, сидя на госпитальной койке, думал: «Как же жить дальше? В деревне ведь работник он теперь никакой…».
Партизанка из Гомельщины
Тяжелым испытанием стала война и в судьбе Неонеллы Анисимовны Раздзяловской из деревни Гольни. Она жила на Гомельщине. И до сих пор вспоминает, как вместе с другими жителями спасалась от фашистов, переплывая Сож. Враг стрелял вдогонку, и прямо на глазах Неонеллы погибла мать с ребенком, которые не успели сесть в лодку. Девушка была в партизанском отряде, выполняла различные работы по хозяйству: готовила еду, стирала белье, помогала ухаживать за ранеными. А с ноября 1943-го года по апрель 1944-го она служила в действующей армии – хозяйственной части инженерно-саперного батальона.
Воевал в Заполярье
Иван Васильевич Сорокин живет в агрогородке Массоляны. Среди других наград на груди его праздничного пиджака медаль «За освобождение советского Заполярья». С декабря 1943 года по октябрь 1944-го фронтовику довелось воевать в суровых, подчас экстремальных условиях Севера. Он был линейным надсмотрщиком в 311 отдельном полку проводной связи Заполярья. А затем, по май 1945-го, воевал в составе 740-й отдельной роты правительственной связи МВД СССР. Иван Васильевич принимал участие в освобождении города Беломорска и территории Польши. Ветеран вспоминает, что суровые условия Севера для них, бойцов, были не страшны, потому что все горели одним желанием: как можно скорее победить врага!
Санитарка прифронтового
госпиталя
Анастасия Степановна Степанюк – из деревни Берестовичаны. Во время войны была угнана в Германию. После освобождения советской армией работала санитаркой прифронтового госпиталя в городе Кибартай.
Госпиталь был распределительный, – вспоминает. – Раненых сюда привозили сразу же с поля боя. Вскоре вслед за фронтом мы переехали в город Инстенбург. В приемном покое мы, три девчонки, не справлялись принимать бойцов, – рассказывает Анастасия Степановна. – Одни машины отъезжали, на их место во двор тут же приезжали другие. Когда же шли бои за взятие Кенигсберга, мы не спали по трое суток, хотя на подмогу прислали еще одну санитарку.
Такого ужаса я не видела больше нигде и никогда: солдатиков привозили без рук и без ног, сильно раненых в голову, грудь, живот. Многие были без сознания… Мы с девчатами не теряли ни минуты, ведь в операционной бойцов уже ждали хирурги.
После Победы выяснилось, что их госпиталь направляют на японский фронт.
– Ехали мы туда целый месяц, – рассказывает ветеран. – Но по прибытию стало известно, что войне конец – американцы сбросили на японские города атомные бомбы…
***
С лета минувшего года в семье сына в Большой Берестовице проживает фронтовик Василий Михайлович Маскальчук. С конца августа 42-го по июль 44-го он партизанил на родной Гомельщине в составе партизанского отряда Волкова. А с лета 44-го воевал на первом Прибалтийском фронте в составе Городецкой танковой бригады, освобождал города Шяуляй, Вильнюс, Лиепая…
Почти год живет в Олекшицах и фронтовик Андрей Антонович Горошко. Он воевал с февраля до конца апреля 1945-го года, был ранен и является инвалидом Великой Отечественной войны ІІ группы.
Мария Драпеза
С Днем Великой Победы вас, ветераны-фронтовики!Здоровья и долгих лет жизни вам! Мы, ваши потомки, благодарны вам за нашу мирную жизнь.