День Ирины Шатило, работника участка по благоустройству Берестовицкого РУП ЖКХ, то есть дворника, начинается тогда, когда поселок еще спит. А блюстительница чистоты и порядка в тишине и спокойствии наводит ему марафет. Уже через полтора часа машины заполоняют дороги, потоки людей по тротуарам спешат на свои учебные и рабочие места. Поэтому пока райцентр лениво просыпается и еще не успевает перейти в режим активности, нужно успеть его преобразить.
У Ирины один из самых ответственных участков – центральная площадь. Через нее проходят все основные пути: к райисполкому, гастроному, ресторану, банку и другим учреждениям и организациям. А еще площадь – одно из главных мест проведения районных мероприятий и торжеств.
– Поскольку фронт работы большой, я ее разделяю, – не отрываясь от дела и продолжая размашисто шаркать березовым веником по тротуарной плитке, рассказывает Ирина. – Сначала собираю конфетные обертки, сигаретные окурки, появившиеся за ночь на моей территории. Обхожу всю площадь и небольшой участок зеленой зоны за памятником Ленину в скверике. Потом навожу порядок на самой площади, сметая песок, листья, принесенные ветром, шелуху от семечек в небольшие кучки. Остается дело за малым – ловко собрать мусор в ведра да выгрузить в контейнеры.
В тот день, среди недели, работы для Ирины хватило на три часа. Говорит, а если после выходных или масштабного торжества начать убираться, то можно и до конца трудового дня, до трех часов, провозиться.
Поскольку у нашей героини появилась свободная минутка, мы присели в сквере на лавочке и продолжили разговор. Спрашиваю у Ирины Генриховны:
– А как зимой справляетесь? Не тяжело?
– Зимы сейчас не те, что раньше. Но все равно забот хватает. Как нападает снега, тротуары засыплет – убираю. Приходит на помощь, конечно, и техника. Но человеческие руки ничто не заменит: стараешься вычистить тротуары до плитки, песком посыпать, чтоб для человека безопасно было. А то ж, сколько бывает, когда люди из-за гололеда и руки, и ноги ломают. Ответственно все-таки. Осенью тоже без работы не стоишь. Сами понимаете – листопад. Тут вымела опавшие листья, а тут ветром уже новых нанесло.
Передохнув немного, Ирина спешно подымается и направляется со своим инструментарием – веником, совочком, ведром – в сторону автостанции.
– Пора идти на другой участок помогать коллеге. Работы у нас сейчас много. Весна. Особенная пора. Когда помимо того, что наводишь чистоту в поселке, нужно и освежить его: и покрасить, и побелить, и цветы посадить.
Двигаясь на уборку территории рядом с автостанцией, интересуюсь у Ирины Шатило:
– А какие-нибудь находки за десять лет вашей работы дворником были?
Собеседница долго не думая, рассказывает первую вспомнившуюся историю:
– Случилось это еще в то время, когда директором нашего предприятия был Чеслав Евгеньевич Сыровинский. Значит, убираю я как обычно свою территорию, в ведре уже набралось мусора, решила его вынести в контейнер. Иду и вблизи стоянки, которая рядом с райисполкомом, вижу под колесом одной из машин белый конверт лежит. Поднимаю – а на нем ни адреса, ни фамилии и запечатан. Не стану же я вскрывать, чтобы посмотреть содержимое. Чужое. А автомобиль, под колесом которого лежал конверт, был моего начальника, Чеслава Евгеньевича. Решила его дождаться. Тут выходит из райисполкома директор. Говорю: «Ваш конверт? Нашла рядом с машиной?» Услышала отрицательный ответ. Покрутив-повертев его, пришли к единому мнению все-таки посмотреть, что внутри. Вдруг в письме будет какая-нибудь фамилия фигурировать. Открываем – а там деньги. Решили мы с Чеславом Евгеньевичем отнести их в райисполком. Оказалось, что это была чья-то премия. Кого-то хотели поощрить, а конверт затерялся. Через неделю за находку поощрили уже меня. Наш председатель райисполкома, Антон Станиславович Кулисевич, порадовал приятным подарком.
Увлекательный рассказ Ирины Генриховны закончился, и мы как раз подошли к ее коллеге Елене Адамович. Женщины поприветствовали друг друга и без всяких выяснений-разъяснений, кому что делать, принялись за уборку: одна облагораживала бордюр вдоль дороги от наросшей травы и накопившейся пыли, вторая за ней мела. Кстати, смахивала сор Ирина также живо, как и рано утром, когда еще только начинался день, и сил было полно, хотя время уже приближалось к обеду.
– Рабочая выработка, – смеется женщина. – За столько лет приноровилась уже. Не могу отрицать, что не устаю к концу дня, ведь трудиться приходится физически. Но как-то восстанавливаюсь после ночи и снова готова идти и преображать улицы поселка.
В разговорах и за делом время пролетело незаметно. Вот уже стрелки часов приближаются к трем. А это говорит о том, что рабочий день дворника Ирины Шатило подходит к концу, и ей пора собираться домой. Там семья.
А завтра спозаранку снова бежать на благоустройство поселка…
Елена Карпук, фото автора