«В ее судьбе – судьба родного края»

Лента новостей

390-летний юбилей Анна Ивановна Андреева из деревни Девятки Пограничного сельсовета встречала в кругу своей большой семьи – у бабушки четверо внуков и шестеро правнуков. Поздравить ее с такой большой датой приехали с подарком от сельхозкооператива заместитель председателя по идеологической работе СПК «Тетеревка» Мария Некало и ведущий юрисконсульт сельхозкооператива Анастасия Ольховик, а также председатель Пограничного сельисполкома Иван Козел и главный специалист Ирина Мленик. Растроганная Анна Ивановна, принимая сердечные поздравления и пожелания долголетия, искренне благодарила всех и желала всем прожить не только до ее лет, но и гораздо дольше.
Ведь теперь, заметила юбилярша, в нашей родной Беларуси только и жить – в мире, в спокойствии, в достатке. Анна Ивановна знает, о чем говорит: молодость ее поколения пришлась на войну, а зрелость – на время тяжелого послевоенного восстановления страны.

…В Девятках женщина – старожил, но на свой возраст отнюдь не выглядит. А ее природной мудрости, ясной памяти и здравым суждениям можно только позавидовать. Уже с десяток зим сын Леонид и внук Валерий забирают любимую маму и бабушку к себе в Гродно. Но как только сходит снег, Анна Ивановна, словно перелетная птица, торопится в свои Девятки. В родной дом, который хранит столько воспоминаний. И к односельчанам, вместе с которыми столько пережито…
– У нас и воздух чище, и вода вкуснее, и двор – вот он, сразу же за порогом, – объясняет бабушка. – А многоэтажный дом с лифтом не для меня…
В Девятках она родилась, взрослела, вырастила двоих сыновей. Работала в местном колхозе звеньевой по выращиванию льна и свеклы, была животноводом. Помнит всех председателей и без запинки перечисляет их фамилии: Козловский, Филончик, Гончар, Завируха, Коник, Рымарчик, Поповский…
Становление и развитие хозяйства шло на глазах Анны Ивановны и при самом активном ее участии. Ее уважали, к ее мнению прислушивались – длительное время избирали членом правления колхоза.
Анна Ивановна делится самыми памятными воспоминаниями. И будто крупным стежком вновь «вышивает» полотно своей судьбы.
– Когда немцы стали угонять в Германию тех, кто родился в 1925–м году, я сумела спрятаться, – рассказывает. – Но вскоре оказалась в лагере в Волковыске. Девчат туда свозили со всей округи. Мы копали огромные тоннели, в которые фашисты загоняли на ремонт разбитые поезда. Казалось, там нам суждено умереть: с рук не сходили кровавые мозоли, а к концу дня от усталости еле добирались до барака. Кормили только картошкой в мундирах да супом из уже подмерзшей брюквы. Разорванные сандалии я подвязывала к ногам лоскутами, оторванными от сорочки.
Девушке повезло: она пробыла в лагере всего три месяца, поскольку любимый парень и ее родные как-то сумели выкупить Аню у фашистов. Дома организм девушки, несмотря на молодость, долго восстанавливал силы.
В оккупации жители Девяток, как и других деревень, постоянно жили под страхом расправы. Совсем рядом, рукой подать – железная дорога, по которой грохотали немецкие эшелоны. Многие из местных ребят были связаны с партизанами, и однажды из-за диверсии на перегоне фашисты чуть не расправились с девятковскими мужчинами и парнями.
– Мама плачет, а мы сидим в комнате ни живые ни мертвые: только что немцы забрали нашего отца и вместе со всеми деревенскими мужчинами и парнями погнали на переезд, – вспоминает Анна Ивановна и будто вновь проживает те страшные минуты. – Ночью здесь был взорван вражеский паровоз. Конечно, сельчане догадывались, что это дело рук партизан. Знали и одного из них, Алексея, который дружил с парнем из хуторской семьи Здунэк. Уже после войны всем стало известно, что тем молодым партизаном был гродненский писатель Алексей Карпюк.
Над деревней повисла зловещая тишина, лишь со стороны переезда доносился лай немецких овчарок. Женщины и дети со страхом прислушивались: не стреляют ли там?
Потом отец нам рассказывал, что фашисты построили всех в шеренгу и, держа под прицелом, кричали: «Отвечайте, кто это сделал»!
Старосте Болбату пригрозили, что первым расстреляют его с сыном. Тот спасал односельчан: «Что ж, стреляйте, только паровоз подорвали не наши люди».
И все же было бы не избежать, конечно, в Девятках той трагедии, которая произошла в деревне Юшковичи Свислочского района (там расстреляли всех мужчин). Но вскоре немцы нашли во ржи пачку от сигарет «Казбек». А все знали, что деревенские курили табак со своих огородов.
Мужчин и парней отпустили не сразу: прогнали сквозь строй, избивая резиновыми палками.
Анна Ивановна продолжает свой рассказ. О том, что восемнадцатилетней вышла замуж за хуторского парня Володю Говся. И что в конце лета 44-го его забрали на войну. А 23 октября из Восточной Пруссии пришла похоронка….
Анна была на сносях и от горя плохо помнила, как рожала первенца Вовку. На всю жизнь врезались в память строчки, что ее муж похоронен в деревне Ковно, на кладбище №119.
А вскоре жизнь снова ударила ее наотмашь: умер маленький сыночек…
Послевоенное время, когда работали за пустые трудодни, было очень тяжелым. Анна Ивановна не думала больше ни о замужестве, ни о собственном счастье. Но прошло пять лет, и лед в ее сердце сумел растопить парень из Вологодчины Иван Андреев. Он, прибавив себе год, ушел на фронт совсем мальчишкой и дослуживал действительную службу неподалеку от Девяток.
А поскольку до войны Иван работал на заводе в Ленинграде, то все советовали им: поезжайте в Ленинград, в городе будет легче жить. Но оба решили остаться в Девятках – Ивану очень понравилась и здешняя местность, и размеренная деревенская жизнь.
Они вырастили двоих сыновей, построили дом. Муж работал электриком, строителем.
– Золотым человеком был мой Иван, и жили мы душа в душу, –рассказывает моя собеседница. – Никогда не забуду, как, отправляя сыновей в армию, отец наказывал им не обижать молодых солдат. Вспоминал: когда на фронте налетали бомбить фашистские самолеты, то и необстрелянные солдатики в страхе кричали «Мам-а-а!». Пожилые бойцы прятали их головы на своей груди, под расстегнутыми шинелями…
Анна Ивановна похоронила не только мужа, но и 62-летнего сына Анатолия. Эта утрата щемит в ее сердце подчас невыносимой болью и тревожит бессонными ночами. Сын Леонид с семьей, дети и внуки Анатолия стараются, как могут, смягчить такой жестокий удар судьбы, трогательно заботятся о маме и бабушке, как могут, оберегают ее и скрашивают одиночество. Летом Леонид по первому же звонку мамы или соседки Регины Пенер, человека добрейшей души, спешит на машине из Гродно в Девятки, а зачастую надолго остается с ней.
Анна Ивановна рада и горда, что ее внуки не просто получили высшее образование, но и реализовали себя в своих профессиях. Оксана, к примеру, доктор химико-биологических наук, занимается научно- исследовательской работой, а Светлана – преподаватель в университете.
– Мое поколение не имело возможности учиться, – говорит Анна Ивановна. – Так пусть сегодняшние молодые добиваются в жизни желаемых высот.

Мария Драпеза,
фото автора



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *