3 июля вместе с главным праздником страны – Днем независимости – сотрудники Госавтоинспекции отметят день образования своей службы.
Именно в этот день в 1936 году постановлением Совнаркома СССР было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции. С этой даты ведет свое летоисчисление и белорусская Госавтоинспекция. Первоначально на Госавтоинспекцию возлагались обязанности по учету дорожно-транспортных происшествий (ДТП), выявлению и анализу их причин, привлечению к ответственности виновных лиц, а также по выдаче регистрационных знаков и технических паспортов, периодическому техническому осмотру автомобилей, мотоциклов и автобусов. В процессе становления и развития Госавтоинспекции ее функции неоднократно изменялись. Так, в частности, в 50-х годах служба ГАИ стала заниматься вопросами регулирования уличного движения, участвовать в работе комиссий по приему автомобильных дорог, улиц и искусственных сооружений в эксплуатацию.
Вместе с тем, продолжалась работа по совершенствованию правил уличного движения. Первые «Правила движения по улицам и дорогам Белорусской ССР» были утверждены постановлением Совета Министров Беларуси от 12 мая 1959 года №335. Правила состояли из 100 пунктов и двух приложений. Значительный рост автопарка нашей страны (только с 1953 по 1962 годы количество транспортных средств в БССР увеличилось с 30 181 до 170 818 автомобилей) требовал большего внимания к вопросам обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов, в связи с чем вновь возникла необходимость в освобождении Госавтоинспекции от некоторых несвойственных ей функций. С этой целью 20 февраля 1964 года постановлением Совета Министров Белорусской ССР было утверждено новое Положение о Госавтоинспекции, а также конкретный перечень нарушений правил движения по улицам и дорогам, влекущих наложение штрафов в административном порядке.
В 60-е – 80-е годы возросла численность сотрудников ГАИ, улучшилась их профессиональная подготовка. При этом основным критерием эффективности работы стало состояние аварийности. Исходя из данного критерия, проводилась мобилизация возможностей, корректировались функции и структурное построение службы, велись постоянные поиски оптимальных вариантов правового обеспечения деятельности по предупреждению дорожных происшествий.
В Берестовицком районе до 1953 года службы ГАИ не было. А транспорт проверялся сотрудником милиции, закрепленным за двумя районами. С 1953 года на должность старшего госавтоинспектора был назначен Сергей Делендик. Основной его задачей был контроль за государственным транспортом, проведение технических осмотров. За инспектором был закреплен служебный мотоцикл «М-72». В этой должности он проработал на протяжении 10 лет.
В 1963 году его сменил Владимир Станкевич, а с 1966 по 1975 год старшим госавтоинспектором работал Александр Щасный. В те годы у него в подчинении уже было два сотрудника.
В апреле 1975 года отделение ГАИ возглавил Николай Станкевич. Функции ГАИ в этот период заметно расширились. Кроме проведения технических осмотров сотрудники ГАИ и дорожно-патрульной службы стали выполнять задачи по контролю за дорожным движением и охране общественного порядка в населенных пунктах. Николай Станкевич возглавлял это подразделение на протяжении 26 лет, сначала в должности старшего госавтоинспектора, а затем — начальника ГАИ. С 2001 года по 2011 отделение ГАИ возглавлял Михаил Климчук, а с сентября 2011 года по август 2013 — Евгений Леонович.
В настоящее время отделением ГАИ в районе руководит Юрий Красовский.
— Сегодня, — говорит Юрий Казимирович, — Госавтоинспекция выполняет свои задачи и функции согласно «Закону о дорожном движении» и «Положению о Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь», в соответствии с которыми на нас возлагаются функции государственного контроля в области дорожного движения и обеспечения его безопасности. В отделении у нас в настоящее время служит 7 человек. Все сотрудники имеют высшее образование и стремятся наиболее эффективно выполнять возложенные на них обязанности. Совместными усилиями на дорогах района с начала текущего года выявлено более 3250 нарушений Правил дорожного движения.
На снимке: коллектив отделения ГАИ Берестовицкого РОВД: (слева направо) Иван Чучелович, Юрий Красовский, Алексей Федотов, Олег Песняк, Евгений Бойский, Юрий Марчик, Виктор Котов.
Сергей Хилюта,
фото автора