Вытинанка – беларуское бумажное кружево. Работники культуры Берестовитчины обсудили особенности художественного ремесла на районном семинаре

Актуально Культура Лента новостей Традиции

Белорусская вытинанка получила статус историко-культурной ценности как элемент нематериального культурного наследия. Соответствующее решение принято весной 2021 года республиканским научно-методическим советом Министерства культуры Республики Беларусь. Особенности этого художественного ремесла, историю его развития и распространения на Гродненщине, а также использование вытинанки в клубной работе обсудили работники филиалов по культурно-досуговой деятельности Берестовицкого районного центра культуры и народного творчества на семинаре в отделе ремесел и традиционной культуры.

Вытинанка — это искусство вырезания кружевных узоров из белой и цветной бумаги, – рассказала в своем вступительном слове заведующий отделом ремесел и традиционной культуры Берестовицкого районного центра культуры и народного творчества Тамара Касьян. – Современная вытинанка стала настоящим искусством, продолжая при этом традиции предков. Сегодня вытинанка находится на новом витке своего развития, становясь не менее популярной, чем вышивка, ткачество, соломоплетение. Важно добавить, что для популяризации белорусского наследия на международном уровне и увеличения присутствия отечественных элементов в списках ЮНЕСКО Министерством культуры направлена номинация элемента «Белорусское искусство вытинанки» в секретариат Конвенции об охране нематериального культурного наследия этой международной организации.

Старинное искусство вырезания картин из бумаги сегодня хранят и развивают народные мастера и профессиональные художники.  Стилистика современных вытинанок чрезвычайно богата и разнообразна. Среди них выделяются характерные образцы современного народного искусства, любительские вырезанки и произведения профессиональной графики и дизайна.

Немного истории

Надо сказать, что технологии, подобные нынешним вытинанкам, существовали уже в IХ-XII веках. Тогда в Беларуси еще не было бумаги, вместо нее ажурными узорами декорировали ткани и кожу.

Самые ранние примеры использования бумаги для вырезания датируются XV-XVI столетием, временами Великого княжества Литовского, – отметила мастер народных художественных ремесел Анастасия Касьян. – Чаще это были гербовые изображения магнатского рода, которые подкладывались к грамоте под сургучовую или восковую печать. Если печать вскрывали, то и ажурная вырезка из бумаги рвалась. Было очевидно, что документ вскрыт. Таким образом, вытинанки выполняли защитную функцию.

В Беларуси был и период силуэтного вырезания, которое использовали в дворянском окружении. В то время было популярно украшать такими вырезками из бумаги женские альбомы. В оформлении крестьянского быта вытинанка получила наибольшее распространение в конце XIX – начале XX века, когда в Беларуси стали появляться бумажные фабрики. Всплеск этого вида творчества наблюдался в предвоенный период и после Второй мировой войны – в 1940-50-х годах.

Технология изготовления и использование в быту

В Беларуси было несколько видов вытинанки. Для вырезания традиционных узоров, как и сегодня, использовали ножницы. Были умельцы, которые вырезали ажурные полотна ножом портного или сапожника. На Брестчине, например, живет мастер Юрий Малышевский, который до сих пор продолжает традиции и режет вытинанки сапожным ножом. Кроме того, в Беларуси существовали «выбiванкi» – это технология, при которой рисунок выбивался на бумаге гильзами от пуль разного калибра или заостренной отверткой.

Наши предки украшали вытинанками дома, но декором в современном понимании этого слова их нельзя назвать. Из бумаги делали ажурные изделия в виде салфеток и занавесок на окна, бордюрами-кружевами отделывали полки, двери, окна, декорировали иконы и рамки для фото. По народному обычаю вытинанки использовали для украшения жилища к наиболее значимым праздникам – Рождеству и Пасхе.

Современное воплощение

Большинство мастеров вытинанки работают в центральном регионе (Минск и область), на Витебщине, Брестчине, Гродненщине (Станислав Мулица, Александр Овчинников, Наталья Климко и другие), – рассказала Анастасия Касьян. – Сегодня наряду с отдельными мастерами вытинанки существуют целые направления. Например, выделяется новогрудский стиль. В этом регионе «выбiванкi» заостренной отверткой делает Наталья Климко. Учителем Натальи в свое время была Нина Шурак, а сейчас мастер передает свою технику дочери. Известна в Беларуси и уникальная клецкая вытинанка, ее возрождением занимается Ольга Пилецкая – мастер с прекрасным знанием белорусского традиционного колорита и ощущением материала и народной эстетики. А самая знаменитая в стране – молодечненская школа вытинанки, которой более 25 лет назад. Начало ей положила основательница творческой династии Виктория Червонцева. Ее дочери народные мастера Наталья и Елизавета преподают вытинанку в Молодечненском музыкальном училище им. М. К. Агинского.

Из молодечненской школы вышло большое количество мастеров, которые имеют индивидуальный подчерк. В их числе Ольга Бабурина. Главная гордость Ольги Бабуриной – уникальный музей белорусской вытинанки. Народный мастер открыла его в 2021 году. Находится он в 100 км от Минска в д. Лоск Воложинского района. Это первый и единственный в Беларуси музей, где представлены не только работы Ольги Бабуриной и других белорусских мастеров, но ее личная коллекция китайских, японских, чешских, польских, украинских, литовских и американских вытинанок.

А что на Берестовитчине

У нас это вид художественного ремесла не нашел такого распространения как, скажем, ткачество и вышивка. Сегодня в районе вытинанку возрождает мастер народных художественных ремесел Елена Денищик. Ее работы – изысканные и красивые – привлекают внимание посетителей выставок и экскурсий.

Что интересно, мы нашли сведения о берестовицкой вытинанке в книге искусствоведа и этнолога, профессора, председателя Белорусского союза мастеров народного творчества Евгения Сахуты “Народныя мастацкія рамёствы Беларусі”, 2001 года издания, – отметила Елена Денищик. – Там опубликовано фото бумажной “фиранки” – занавески на окно, созданной жительницей деревни Могиляны З. Н. Кумко в 1987 году. Это свидетельство того, что и на Берестовичтине в той или иной степени вытинанка применялась.

Мастер-класс

В ходе практической части семинара Елена Денищик познакомила его участников с основными приемами изготовления вытинанки.

Работники клубных учреждений с удовольствием принялись за создание собственных работ, которые, надо отдать должное, у них удались на славу.

Теперь перед работниками культуры стоит задача использовать технику белорусской вытинанки в кружковой и выставочной деятельности с тем, чтобы способствовать возрождению в районе этого забытого ремесла.

Светлана ГОНЧАРОВА

Фото автора, а также предоставлено отделом ремесел и традиционной культуры



Теги:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *