Юбилей 1025-летия Крещения Руси, которое широко отмечает весь славянский мир, дает нам возможность с особой силой ощутить значимость совершенного святым равноапостольным князем Владимиром деяния, благодаря которому сформировалась духовная и национальная самобытность народов Руси, определился их особый путь в истории.
Древо, посаженное святым Крестителем Руси, возросло и дает обильные плоды посей день. Мы часто слышим: наше наследие, наше наследство… Что мы имеем в виду, произнося эти слова? Прежде всего, все ценное и важное, что досталось нам от наших предков и что мы хотели бы сохранить для потомков. Мы часто говорим, что являемся наследниками великого народа, оставившего нам несметные сокровища, имея в виду и нашу культуру.
Обращаясь к святыням нашего народа, к истокам его культуры, мы обращаемся к Крещению Руси. История архитектуры Руси начинается с храмостроительства, история живописи – с храмовых фресок, мозаик и иконописи, история живописи – с составления славянской азбуки святыми братьями Кириллом и Мефодием, история книжного искусства – с Остромирова Евангелия.
Слово «просвещения» также имеет христианское происхождение, и в старые времена оно связывалось с Церковью, с крещением. На Руси с принятием христианства люди стали получать доступ к книгам, знанию, образованию, то есть просвещаться в современном смысле слова.
Истоки нашей культуры берут свое начало в крещальной купели киевского князя Владимира Красное Солнышко. Став единодержавным князем Руси, в начале своего княжения Владимир был приверженцем идолопоклонства. Однако затем из язычника превратился в ревностного распространителя христианства.
Крещение Руси, осуществленное по промыслу Божию святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году, положило начало истории Русской Православной Церкви.
Принятие христианства от Византии приобщало Киевскую Русь к самому центру мировой цивилизации того времени. Духовная и культурная связь с государством, хранившим в своих недрах плоды античной цивилизации, предоставила древнерусскому народу обильный источник знаний и просвещения.
Надежным проводником религиозных знаний и духовного просвещения стала Русская Православная Церковь. Первая и главная заслуга Церкви перед русским обществом – миссионерская проповедь, приобщение народа к животворному источнику христианской веры. Древнерусское язычество оказывало христианским миссионерам отчаянное сопротивление, иногда доходившее до кровопролития. Но оно не останавливало христианских проповедников, верных своей священной обязанности нести в народные массы свет Христовой веры. Одновременно с приобщением язычников к Христовой вере и их последующим крещением Церковь вела кропотливую работу по искоренению языческих аномалий из семейной жизни. Как свидетельствуют летописные сказания, люди в то время часто убивали друг друга, употребляли в пищу всякую нечистоту, сквернословили, обращали будущих матерей в предмет купли и продажи, практиковали многоженство и наложничество.
Какими же средствами боролась Церковь с такими серьезными общественными недугами, не имея в своем распоряжении ни политических, ни экономических, ни административных санкций? Единственным ее оружием было слово увещевания, молитвы и вразумления.
Нельзя не сказать о деятельности Русской Церкви на поприще народного образования. Из духовенства вышло немало талантливых писателей: епископ Новгородский Лука Жидята, Митрополит Киевский Илларион, преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский, Нестор Летописец и многие другие.
Благодаря Крещению народы Святой Руси обрели духовное единство во Христе. Опираясь на общность веры и невзирая на государственные и политические разделения, они напротяжении десяти веков созидали единую в ее цветущем многообразии культуру и свято хранили основанные на Евангельских заповедях традиции благочестия.
Протоиерей
Виталий Яромич, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца г.п.Б.Берестовица