В среду, 26 апреля, в Берестовицкой районной библиотеке имени О. М. Ковалевского состоялся открытый диалог «Чернобыль – память и боль». Участие в открытом диалоге приняли учащиеся Берестовицкого государственного колледжа и Большеберестовицкой средней школы.
− Защищать свою Родину – это значит быть готовым прийти ей на помощь в любой самой страшной беде. Сегодня наше мероприятие посвящается памяти тех, кто 37 лет назад, не жалея себя, принял участие в ликвидации последствий крупнейшей техногенной катастрофы 20 века – аварии на Чернобыльской атомной электростанции, − отметила первый секретарь РК ОО «БРСМ» Елена Карнилович.
− Низкий поклон и вечная память героям-ликвидаторам Чернобыльской аварии…Тем, кто принял на себя первые радиационные удары, кто отдал свои жизни, участвуя в ликвидации катастрофы. Всем, кто спас мир от ядерной беды, − добавила Елена Николаевна.
В память о дне трагедии была объявлена минута молчания.
Берестовичанин Василий Минкевич, ликвидатор последствий на Чернобыльской АЭС, член общественной организации «Ветераны Чернобыля» поделился личными воспоминаниями о тех трудных днях, проведенных на ликвидации последствий аварии:
– Был такой случай. Пост № 1, 3 километра от АЭС. Если стояла ясная погода, то мы залазили на крышу вагончика, откуда видели всю станцию. И когда однажды ветер повернул со стороны АЭС, нам поступил сигнал немедленно стягиваться к этому посту. Когда мы к нему подъехали, оказалось, что двое ребят не вышли на связь. Они лежали на стеллажах, в масках. Им сразу вызвали врачей, а затем и вертолет, на котором увезли в госпиталь. К концу смены они прибыли, но были белее простыни. Но, несмотря на это, все несли службу, никто не возмущался. Надо – значит надо, −рассказал присутствующим Василий Васильевич.
− В Чернобыльской зоне я была 20 мая 1986 года и в октябре 1987 года в зоне последующего отселения. Я замеряла воздух, продукты питания, воду. Работала в санстанции на приборе ДП-100, а воздух замеряла прибором ДП-5. Я четко помню, как после дождя лужи были желтого цвета. Это был радиоактивный йод. И у нас в районе были такие лужи, − делится своими воспоминаниями жительница аг. Пограничный, ликвидатор аварии Вера Хороменда.– Это беда не только нашей страны, но и всего мира, потому что для радиации границ нет, −добавила Вера Павловна.
− Мы не работали, чтобы совершить подвиг. Об этом никто не думал, − говорит Григорий Неплюев. – Я родился, вырос, работал в Чернобыльской зоне, эвакуировался оттуда. Работал в «зоне» 7 месяцев. Мы работали, потому что нужно было работать. И ликвидаторами нас признали не сразу. Никто не работал ради славы. Я учился на агронома по направлению от хозяйства, которое находилось в 30-километровой зоне отчуждения. Наступил момент преддипломной практики. И, естественно, я поехал в свое хозяйство. Тогда мне было уже 18 лет. Был назначен на должность бригадира полеводческой бригады, потому что работать было некому. Моя деревня находилась в зоне отчуждения, все жители были выселены. На моих подведомственных полях проводилась дезактивация зараженных земель. Ликвидация не подразумевает собой работу только на реакторе. Каждый выполнял свою функцию.
Стоит отметить, что в райцентре 26 апреля 2019 года был установлен памятный знак «Землякам-ликвидаторам», который имеет форму медали «Участник ликвидации последствий аварии ЧАЭС», расположенный в сквере имени 500-летия Большой Берестовицы.
В завершении встречи присутствующим была продемонстрирована тематическая выставка книг «Рэха Чарнобыля».
Анна ПУГАЧЕВСКАЯ, фото автора