Кинотеатр «Родина» – наш очаг культуры

Культура Лента новостей

Послевоенное обустройство, развитие инфраструктуры Большой Берестовицы велось по разным направлениям и довольно активно. Почти одновременно возводились школа, больница, здания райкома партии, райисполкома, милиции, центрального магазина и другие жизненно важные социальные объекты. Но место для одного сооружения подбиралось неслучайно. В центре поселка, на небольшой площади стоял памятник И. В. Сталину. Возле него, а затем у монумента вождю мирового пролетариата, на 1 Мая и в день Великой Октябрьской революции проводились митинги, торжественные красочные демонстрации.

Вот здесь, через дорогу, в начале 50-ых годов прошлого века открыл свои двери кинотеатр «Родина». Для жителей всех возрастов, от мала до велика, это стало долгожданным, ярким и значимым событием в их жизни. И мне об этом хотелось бы напомнить, вернувшись в далекое прошлое.

При входе в помещение посетители попадали в небольшую комнату с двумя маленькими окошками, в которых продавались билеты. Каждый из двенадцати рядов имел свою цену: первые – по 20 копеек, средние – по 30, последние – по 40 копеек.

В ожидании сеанса здесь можно было познакомиться со знаменитыми советскими артистами, рассматривая фотографии, висевшие на стене, прочесть информацию о предстоящих фильмах на месяц.

За 15 минут до начала кинопоказа люди заходили в просторное светлое фойе. В нем, как вспоминают старожилы, по выходным устраивали танцы: полька, кадриль, краковяк, танго, вальс. Вся эта задорная динамика поддерживалась и «зажигалась» гармонистом, а когда он уставал, заводили патефон с рупором для усиления звука. Но вскоре к этому молодежному веселью добавилось еще одно мероприятие.

После того, как очередным чемпионом мира по шахматам стал Михаил Ботвинник, а его вышедшая книга в доступной легкой форме познакомила читателей с основами тактики и стратегии популярной спортивной игры, в Берестовице начался настоящий шахматный бум. Закупив необходимый инвентарь и установив столики, в фойе кинотеатра регулярно проводились турниры среди взрослых и школьников. А в промежутке между ними, перед вечерними сеансами, за многоклеточными досками собирались любители освоить и познать премудрости древней игры.

И все-таки основной функцией культурно- развлекательного объекта долгие годы было кино. Краткое знакомство с предстоящими лентами начиналось с небольших рекламных щитов, размещенных в арках фасада

здания. Работавший в кинотеатре на постоянной основе художник изображал на льняном холсте иллюстрированные анонсы предстоящих к показу кинокартин. Они устанавливались под вывесками «Скоро на экране» и «Сегодня» для информирования жителей поселка. Проходящие мимо граждане жадно впитывали скудную информацию, пытаясь разгадать смыл прочитанного и понять, интересным ли будет фильм. «Цветной», «широкоэкранный», «художественный», «кинокомедия» – слова, которые вскоре стали привычными для любого киномана. А вот работы иностранных мастеров вызывали особый интерес. «Три мушкетера» – Франция, «Королева Шантеклера» – Испания и многие другие произведения пользовались ошеломляющей популярностью. «Крутили» их несколько дней подряд в три сеанса – в 17.00, 19.00 и 21.00. В переполненном зале в проходах ставили стулья. Подобный ажиотаж тогда был вполне объясним. Ведь таким образом жители знакомились с внешним миром, путешествовали с героями фильмов по городам, странам и континентам. Телевизоров не было, а газеты и радио не давали такой всеобъемлющей зрительной информации.

Подрастающее поколение обращало внимание еще на одну маленькую деталь рекламы: есть ли приписка «до 16 лет» или нет. Ведь это число (не так как теперь 16+) ставило заслон перед ребятами и им попросту не продавали билеты, что, естественно, вызывало неподдельный интерес и желание узнать, а что там такого запретного в зазеркалье сюжета?

Как-то контролерша забыла закрыть одну из дверей на выходе из зала, и несколько смелых пацанов потихоньку прошли в тамбур и приложив ухо ко второй двери жадно ловили звуки происходящих действий фильма для взрослых «Брак по-итальянски». Однако вскоре поняли, что таким образом ничего толком узнать не удастся. И только спустя несколько лет, когда спокойно все можно было увидеть на голубом экране, наступило разочарование – ожидаемой пикантности в этих фильмах вовсе и не наблюдалось.

Наступивший 1967 год стал началом эпохи замечательных кинокомедий. «Кавказская пленница», «Свадьба в Малиновке», «Операция Ы» и другие ленты по праву пополнили золотой фонд советской кинематографии.

Смотреть их можно было не раз и не два. Кассовые сборы превысили показатели знаменитых зарубежных работ. Атмосфера, царившая в зале, напоминала всеобщее смехопредставление, которым заряжались даже сдержанные, с пониженным чувством юмора зрители.

Подобное сегодня невозможно ощутить сидя дома у телевизора или компьютера.

Оглядываясь сквозь годы, вспоминаешь, как одно из величайших искусств учило нас не забывать свою историю, уважительно относиться к героям Великой Отечественной войны, к людям труда и достижениям великой страны.

Каждый месяц для школьников бесплатно показывали тот или иной патриотический или научно- популярный фильм, обогащая серьезные темы любимой мультипликацией. Особенно радовались такому культпоходу ребята из ближайших деревень, ведь подобные элементы цивилизации пришли к ним не сразу.

Интересной и необычной была реакция детворы на отдельные сбои в работе аппаратуры. Когда киномеханики не успевали синхронно переключить один кинопроектор на другой или быстро поменять бобину, секундные перерывы в демонстрации фильма сопровождались оглушительным свистом и топотом более двухсот пар ног.

К сожалению, все течет, все изменяется. Но по-прежнему остается место для памяти и благодарности коллективу бывших работников кинотеатра: киномеханикам, водителям, билетерам, кассиру, художнику, администратору. Районную киносеть возглавлял Бельский А.С., директором кинотеатра был Пликус А.А., инженерно-технические работники: Конецкая М.И., Баер И.В., Коваленя Е.И., Вырва В.Н., Марцуль М.Н., Косурова Т.В., Кучинский С.М., Пелеш С.И., Лагода С.А., Хвесько С.И. и Хвесько Л.И. Они полвека открывали зрителям окно в мир, чем снискали от них заслуженную привязанность и безмерную любовь к кинотеатру «Родина».

Виталий БОНДАРИК, г. Островец. Фото из архива «Бераставіцкай газеты»



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *