Вода – это жизненная стихия. С первых страниц Священного Писания мы узнаем о воде, дающей жизнь земле и всему, что ее населяет. Воде присуща сила омовения, очищения и обновления. Но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий «носился над водою», наполняя воду Своей животворной энергией. Но когда грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти. В водах Великого потопа погибло ветхое человечество, чтобы дать жизнь человечеству новому, обновленному этими страшными водами. Господь благоволил начать Свой искупительный подвиг на земле вступлением в Иорданские воды, крещением в воде – в той воде, в которой до Него многие по проповеди Иоанна Предтечи каялись и омывали свои грехи. Сегодня мы слышим свидетельство о Нем пророка и Крестителя Иоанна: “Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Ин.1,29). Для чего же Безгрешный приходит креститься во Иордане вместе с грешниками? Ведь крещение есть омовение, очищение от грехов. Не для Своего очищения, но чтобы Собою освятить воду и сделать ее очистительною для всех в спасительном Таинстве Крещения. Он не ищет омовения, Он приходит омыть воду и потопить в ней грех земли. Как воды всемирного потопа должны были истребить все греховное, что уже не могло устоять пред очами Небесного Судии, так Иорданская вода, получившая от Христа новую силу и новую благодать, должна была потопить грехи людские, их горечь и разрушительные последствия. В Иорданских водах Христос берет сегодня на Свои пречистые плечи Крест, тяжелую ношу – грех всего человечества, бывшего и грядущего, берет, чтобы победить грех и дать свободу всякой душе христианской. Вот почему ныне мы, радуясь спасительному евангельскому событию, освящаем воду и молимся, чтобы через причащение воды вкусить нам благодати освящения, ведущей в жизнь вечную. Освящая воду, Церковь призывает в молитвах своих Божественное Иорданово благословение и называет освященную воду великой агиасмой – великой святыней. Мы причащаемся этой водой, омываемся ею, освящаем ею свои жилища, держим ее в своих домах для исцеления от болезней, для избавления от душевной скорби, для очищения от всякого зла. Своим крещением Христос вернул естеству воды первоначальную чистоту, силу жизни и благодати.
Сегодня все берут домой Крещенскую воду. И хорошо это, и правильно, но только если мы не будем стараться себя изменить для Бога, святая вода тоже нас не изменит. Все святыни, которые Господь дал Своей Церкви, тогда будут для нас источником духовных сил, когда мы сами возьмемся за дело.
Сотворим же и мы достойные плоды покаяния, к которым всех призывает Господь через апостола Павла: «Отвергнув ложь, говорите каждый истину ближнему своему… Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем… Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное… Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе… Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефес. 4, 25-32).
Протоиерей Сергий ШЕЛЕСТ, благочинный Берестовицкого благочиния, настоятель храма Преподобной Евфрасинии Полоцкой п.Пограничный