— под таким девизом в этом году пройдет Всемирный день защиты прав потребителей. Почему именно эта проблема вынесена во главу угла, а также на другие вопросы, касающиеся прав потребителей, я беседую с уполномоченным по защите прав потребителей райисполкома Снежаной АТАРИК (на снимке):
— Схожие девизы провозглашаются уже несколько лет подряд. Таким способом делается акцент на то, что вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности, и обеспокоенность мирового потребительского сообщества состоянием дел в данной сфере по-прежнему сохраняется.
— Как в нашем государстве осуществляется защита прав потребителей?
— У нас действует основной нормативный акт — Закон РБ «О защите прав потребителей», где четко оговорены права граждан – потребителей товаров и услуг. К сожалению, не все знакомы со многими его нюансами.
Органы государственной власти также призваны следить за соблюдением законных прав всех потребителей и по мере своих возможностей участвуют в просвещении потребителей в вопросах их финансовой грамотности.
— Тем не менее, права потребителей нарушаются. В чем, по-вашему, причина?
— Опять же, в юридической неграмотности населения. Продавцы идут на определенные нарушения с молчаливого согласия покупателей, их стеснения, нежелания вступать в конфликт, нервничать. Обнаружив недостаток в купленном товаре, многие из покупатели не решаются отстаивать свои права, полагая, что правды все равно не добьешься. А нашем районе претензий на качество товаров и услуг предъявляется немного.
— Снежана Михайловна, обращаются ли к вам, как к уполномоченному по защите прав потребителей райисполкома? И если да, то какого рода проблемы волнуют жителей района?
— Люди, конечно же, обращаются за помощью, хотя и нечасто. Например, в прошлом году, было около 6 устных обращений и столько же консультаций. Вопросы касались, в основном, услуг по монтажу мебели, окон ПВХ, дверей. И здесь хочется посоветовать: требуйте от фирмы, индивидуального предпринимателя составления договора на оказание услуг и внимательно читайте условия, касающиеся оплаты услуги, срока исполнения, а также штрафные санкции в случае нарушения сторонами условий договора. Этим вы застрахуете себя от дальнейших неприятностей. Доверчивость здесь неуместна. Например, был случай, когда потребитель отдал деньги за услуги наперед, не истребовав никакого документа о приеме денег.
Есть пример и доведения спорного вопроса между продавцом и покупателем до логического конца. В прошлом году жительница района выиграла судебный процесс по защите своих прав как потребителя.
— Снежана Михайловна, какой совет можете дать нашим читателям?
— Не стесняйтесь предъявлять продавцу требования, на которые вы по закону имеете полное право. Изучайте свои права, а если возникли сомнения, спорные ситуации, обращайтесь за консультацией в райисполком по тел. 2-15-51.
— А существуют ли какие-либо общественные организации, защищающие права потребителей?
— Да. Это общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей». Телефон в г.Минске (017) 62-96-08, в г.Гродно – (0152) 72-02-01.
Беседовала
Светлана Гончарова