Семейный и педагогический дуэт

Лента новостей Образование

Когда-то еще Лев Толстой писал, что все счастливые семьи счастливы одинаково. Встречаясь со многими людьми, не раз убеждалась, что в семьях, где царит любовь и взаимопонимание, даже атмосфера в домах похожая. Счастье здесь просто витает в воздухе, и понимаешь, что складывается оно далеко не из каких-то материальных составляющих, а просто из того, что двум людям комфортно вместе. Это же ощущение не покидало меня и во время встречи с супругами Бобровскими из агрогородка Олекшицы.

 Наталья Александровна и Сергей Борисович  вместе уже 35 лет, но даже спустя годы они сохранили трепетное чувство любви и восхищения друг другом —  это видно по взглядам, которыми обмениваются супруги, и их теплым улыбкам. Познакомились они во время учебы в институте иностранных языков в Минске, Наталья Александровна училась тогда на пятом курсе, а Сергей Борисович – на втором, он поступил в вуз после службы в армии.

— Мы встретились на свадьбе у нашей общей подруги – она была однокурсницей Натальи и моим командиром студенческого стройотряда, — рассказывает Сергей Борисович. — С первого взгляда почувствовали родство душ, сидели рядом и все время разговаривали. Один знакомый, который  сидел напротив, долго за нами наблюдал, а потом спросил: «Может, вы уже все обсудили,   так давайте все вместе пообщаемся?» Но мы были как на необитаемом острове: хоть и среди людей, но одни, никого, кроме друг друга, не видели. Наталья была интересной девушкой, общительной, очень непосредственной, и я сразу понял, что пропал. Больше мы не расставались, и практически через месяц поженились.

— Я тоже сразу поняла, что это мой человек, — признается Наталья Александровна. – Было такое чувство, как будто бы мы  знали друг друга  всю жизнь.

После окончания института Наталья Александровна  уехала работать в школу к себе на родину – в деревню Старинка Славгородского района  Могилевской области, вскоре родила дочь.  А Сергей Борисович продолжал учебу и каждые выходные спешил к жене и дочери.

— Когда Кристине исполнилось девять месяцев, случился взрыв на Чернобыльской АЭС,- вспоминает Наталья Александровна, — и наш район оказался в зоне радиационного загрязнения. К нам  постоянно приезжали бригады врачей из Минска, осматривали, измеряли уровень радиации  и говорили: «Вам надо уезжать отсюда, здесь нельзя оставаться».

В 1988 году муж  окончил институт, и его, как одного из лучших студентов, должны были распределить в Германию – служить  в группе советских войск политработником и переводчиком.   Но как раз в это время начался вывод советских войск из Германии, и Главное политуправление советских войск отказало ему в распределении. Нам пришлось в спешном порядке искать другую работу. Конечно, мы могли остаться работать в Старинской школе, там был нужен учитель немецкого языка, но я была слишком сильно напугана радиацией, и мы решили уехать.

Молодая семья педагогов    отправилась на родину Сергея Борисовича в Гродно, только вот мест для учителей иностранного языка в городе в конце августа уже просто не нашлось, пришлось пытаться трудоустроиться в каком-нибудь районе.

— Мы приехали в Берестовицу и обратились в районный отдел образования, который тогда возглавлял Дмитрий Дятчик, — продолжают свой рассказ супруги, — он пошел нам навстречу, обзвонил все школы и нашел для нас место.  Сергей Борисович стал преподавать военную подготовку в Большеэймонтовской средней школе и вел несколько часов иностранного языка, а Наталья Александровна работала учителем иностранного языка в Массолянской школе.

— Я не думала, что мы останемся здесь надолго, планировала еще вернуться на родину, — говорит Наталья Александровна. –  Конечно, жизнь поначалу была не устроена, жилья своего не было, но на нашем пути всегда встречались хорошие люди, которые нам помогали, наверное, судьба была нам здесь остаться. Год мы прожили в Массолянах, тогдашний директор школы Петр Никуленко выхлопотал для нас жилье в совхозе, там у нас   родилась вторая дочь Дина. А в 1989 году Сергею Борисовичу предложили стать директором Олекшицкой средней школы, нам выделили   трехкомнатную квартиру в Олекшицах, мы были просто счастливы!

Через некоторое время к Бобровским переехала   мама Натальи Александровны, так как стали отселять ее родную деревню. В это время в Олекшицах начали строить жилье для переселенцев из Чернобыльской зоны, и семья Бобровских получила дом, в котором они сейчас живут.

А потом в их семью пришло большое горе – в возрасте двух лет тяжело заболела младшая дочь Дина – последствия Чернобыльской аварии не прошли бесследно.

— Лечение было сложным и очень долгим, – взволнованно го­во­рит Наталья Александровна, – ребенка лечили не только в Беларуси, но и в Германии. Нам много раз говорили, что мы ее не спасем. Было очень тяжело, но мы выкарабкались из этого. На лечение ушло 10 лет, каждый год, а иногда даже по три раза на год летали на лечение в Германию. Сергей Борисович оставался здесь один с моей мамой и старшей дочерью, ей было шесть лет, когда заболела Дина. Это были тяжелые 90-годы, тогда и зарплаты часто задерживали, а лечение дочери требовало немалых средств. Мы выживали, как могли: завели   большое хозяйство, у нас была корова, свиньи,  огород. И все это легло на плечи мужа, хорошо еще, что мама помогала.  Я постоянно была в больницах с Диной, а когда возвращалась, на меня никогда не было даже взгляда с укором. А ведь зачастую семьи даже распадаются из-за этого, но нас трудности, наоборот, сплотили. Мы радовались каждой маленькой победе над болезнью, боролись, как могли, и она отступила.

В Олекшицкой средней школе супруги Бобровские работают с 1989 года, уже более 30 лет. Можно сказать, что здесь прошла вся их трудовая жизнь. Сергей Борисович 9 лет работал директором школы, а потом сменил административную должность на преподавательскую. В тесном тандеме с женой они и сейчас учат олекшицких ребят английскому языку.

Наталья Александровна уже на пенсии, но продолжает работать, хоть и на неполную ставку.

Я интересуюсь, не сложно ли работать мужу и жене в одном коллективе?

— Я хорошо чувствую себя рядом с женой, уверенно, — шутит Сергей Борисович. – Некоторые считают, что муж с женой не должны работать вместе, а я так двумя руками «за». Мне жена всегда и морально, и эмоционально помогает.

— Я тоже не представляю, что может быть по-другому, — дополняет Наталья Александровна. – Мы поддерживаем друг друга буквально во всем. Если у меня что-то не получается, муж всегда поможет, если ему нужна помощь, уже я спешу к нему. Был один такой год, когда Сергей Борисович стал болеть, мне приходилось его постоянно заменять, я была одна на работе, мне его очень не хватало. Поэтому и теперь, если кто-то из нас дежурит на коридоре, мы все равно там вдвоем. Может, люди и думают: неужели они не надоедят друг другу? Но нам просто хорошо вдвоем. И я думаю, что, если супруги работают в одной профессиональной сфере, это их больше объединяет. Мы даже когда идем гулять или просто сидим и пьем кофе, о чем бы ни говорили, неизменно сводим разговор к школе.

Наталья Александровна говорит, что очень любит свою работу и не представляет себя вне школы.

А вот Сергей Борисович вначале думал связать свою жизнь с армией и иностранным языком, мечтал о карьере военного переводчика.

— С иностранным языком удалось, а вот с армией нет, — улыбается Сергей Борисович. – Но, тем не менее, полностью из моей жизни армия не ушла.  Я начинал в Большеэйсмонтовской школе как преподаватель военной подготовки. А после того, как ушел с должности директора Олекшицкой школы, возглавил центр допризывной подготовки на УПК в Малой Берестовице и работал там до его закрытия. Долгое время занимался вопросами военной подготовки и в школе в Олекшицах.

Супруги Бобровские оба преподают английский язык, но они не конкурируют, а, скорее, дополняют друг друга.

— Мне кажется, у нас получается увлечь своим предметом детей, с десяток наших выпускников тоже стали учителями иностранного языка, многие выбирают для поступления специальности, где нужно сдавать иностранный язык, — говорит Наталья Александровна.

Старшая дочь Бобровских, Кристина, тоже пошла по стопам родителей, поступила в Минск в иняз, но после четвертого курса уехала по студенческому обмену в США и осталась там, вышла замуж, у нее с мужем подрастают двое сыновей – 11 и 8 лет.

— Кристина уже 14 лет в Америке, работает в отельном бизнесе. Мы рады, что у нее все хорошо, единственное, что огорчает – мы все эти годы не видели вживую своего ребенка, не могли обнять внуков, — вздыхает Наталья Александровна. – Конечно, мы практически каждый день общаемся с ними по скайпу, тут нам очень помогает знание английского языка, потому что внуки англоговорящие, но все-таки очень мечтаем о настоящей встрече.

Младшая Дина окончила Гродненский аграрный университет с красным дипломом, во время учебы была президентским стипендиатом, ее оставили преподавать в университете. Она тоже вышла замуж, живет в Гродно, воспитывает дочь.

— Иногда становится грустно, когда подумаешь, что дети выросли и уехали из дома, – отмечает Наталья Александровна. – Но потом они позвонят, поговорят с нами, и мы уже радуемся, что они у нас есть. Ну а Дина с семьей приезжает к нам часто, привозит внучку.  Мы с мужем в свободное время занимаемся домом, огородом, любим после умственной деятельности переключиться на физическую.

Сергей Борисович имеет еще одно необычное хобби – он реставрирует старые мотоциклы.

— Я специализируюсь по чехословацким мотоциклам «Ява», — признается Сергей Борисович. — У меня появилась мысль собрать весь модельный ряд «Явы», уже есть четыре разных модели, скоро они будут поставлены на колесо, чтобы выехать и показать миру. Наталья Александровна шутит, что я впал в детство, но, может, она в чем-то и права, я вернулся к детской мечте. В юности своего мотоцикла не было, но я мечтал о нем, а вот в зрелом возрасте удалось осуществить свою мечту. А началось с того, что знакомый предложил забрать его старый мотоцикл, который он хотел выбросить на металлолом. Я не мог позволить выбросить легенду мотопрома на металлолом! Взял, стало интересно восстановить его, стал изучать литературу, подбирать запчасти, и вот постепенно в это втянулся. Запчасти нахожу в интернете, общаюсь   с такими же любителями старых мотоциклов,  советуюсь по разным вопросам. И конечно же, люблю прокатиться с ветерком на восстановленном мотоцикле!

На прощание я интересуюсь у супругов, что они считают своим главным достижением в жизни?

— Я думаю, это то, что я смог поменять свой непростой характер ради любимой женщины, стать лучше, — отвечает Сергей Борисович. – На самом деле, это очень тяжело – менять себя, но когда любишь, пытаешься сделать близкому человеку лучше, чем себе, его интересы ставишь выше своих. Мы всегда боялись друг друга обидеть, ранить, жили в согласии, старались понимать друг друга, любить и уважать.  Та наша первая   встреча стала одной и на всю жизнь, мы до сих пор трепетно   несем через годы свою любовь.

— А мое главное достижение – моя семья, – уверена Наталья Александровна. — Ту семью, которую я хотела построить, я построила.  А теперь, когда мы становимся с каждым годом все старше, хочется только одного – как можно дольше оставаться вместе.

Ирина МИКЛАШ, фото автора и из архива семьи Бобровских

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *