В праздник Вербного воскресения мы вспоминаем евангельское событие входа Господня в Иерусалим – единственное событие в Евангелии, которое связано с внешним, человеческим прославлением Спасителя.
У одних это было естественное чувство уважения, у других, может быть, страха, у третьих – любопытства, потому что Иисус Христос совершил то, чего не мог совершить человек. Совокупность всех этих чувств и приводила людей в движение, которым и сопровождалась встреча Спасителя, смиренно шедшего на страдания в Иерусалим. Иерусалимляне ждали великого вождя – освободителя и триумфатора. Однако Господь совершает свой вход в Святой град, исполняя пророческие писания: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице» (Мф. 21, 5). Так и мы ожидаем какого-то волшебного явления Христа в своей жизни, забывая Его слова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр. 3, 20).
Неслучайно Господь вступал в Иерусалим не на коне, а на молодом осле. Ведь на коне в столицу входили победители, триумфаторы, герои. Своим вхождением в Иерусалим Господь хотел подчеркнуть, что напрасно Его встречают как царя Израилева, напрасно Его встречают как избавителя Палестины от римской оккупации. Он несет миру совсем иное послание, у Него совершенно другая миссия, и Он восходит на крест не для того, чтобы положить конец ненавистной римской оккупации, но чтобы спасти весь человеческий род от иной оккупации, от иной власти – от власти диавола.
Иерусалим жаждет скорейших политических и социальных преобразований, видя в них конечный смысл жизни, а Христос проливает слезы о его жителях, предвидя грядущие распри и войны – итог обращения человечества только к земному. В Евангелии не так много мест, где мы видим, как Христос дает волю чувствам. Господь плачет, плачет о нашем окамененном нечувствии, о нежелании принять Его слово. Страшно прожить жизнь так и не «узнать времени посещения» Богом своего сердца.
К каждому из нас обращен зов Христов. Если посмотреть на свою жизнь, мы отыщем множество моментов, когда Господь был очень близок к нам, когда наше сердце радостно откликалось на правду Божию. Однако потом это забывалось, и свет Христов заглушался нашими страстями, несущими в душу темноту уныния, треволнения и гнетущее чувство безнадежности.
Если мы «не чувствуем Бога», надо разбудить душу покаянием, очистить ее частой исповедью. Надо быть чуткими к своей совести, преодолевать свою леность, прилагая все старания, чтобы жить по заповедям Христовым.
В день Вербного воскресения начинается путь голгофского восхождения Христа. Помоги всем нам Господи хоть на толику приблизиться к подвигу Его Крестоношения, чтобы стать причастниками славного Воскресения Господа и Спасителя нашего. Аминь.
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий.
Дева Мария могла бы поставить упрямство, непонимание, а, может быть, даже и девичью гордость преградой той вести, которую к Ней обратил ангел. Ведь не с крыльями же пришел к Ней Гавриил, а в человеческом образе. И Она, может быть, не сразу и поняла, что это ангел. Пришел некто и говорит Ей: «Ты родишь, без мужа, Сына, и Этим Сыном будет Сын Божий, Которому уготован престол Давида-царя, и Царству Его не будет конца». Можно себе представить смущение совсем юной девушки, почти девочки, Которая слышит эти слова, и как много было у Нее причин поставить заслон этой вести: «Не могу, боюсь, не понимаю, уйди». А вместо этого только простые слова: «Я раба Господня; пусть будет по слову твоему», — ни восторга, ни радости, ни рукоплескания, ни страха, а предание Себя в руки Божии.
Пример Девы Марии должен научить всех нас отношениям с Богом. Мы должны чаще предавать себя в руки Божии. Мы должны чаще просить у Господа явить Себя в нашей жизни, сделать Себя зримым в нашей жизни. И Бог на эту молитву отвечает — опять-таки не в громе и не в молнии, не в каких-то радикальных решениях. Он прикасается к нам легким благодатным прикосновением, но в какой-то момент мы понимаем, что происходящее с нами — не от нас, не от нашей силы и не от какой другой человеческой силы, а от силы Божией.
Пусть пример Девы Марии, принявшей весть о рождении Спасителя со смирением и покорностью воле Божией, будет для нас великим примером построения наших отношений с Богом. Вместо горделивого вопроса: «Где же Ты?» или «Почему Ты поступаешь так, где же справедливость?», — мы должны сказать: «Мы рабы Твои, Господи, пусть будет по слову Твоему».
Протоиерей Сергий Шелест, благочинный Берестовицкого округа, настоятель храма преподобной Евфросинии Полоцкой аг.Пограничный