За время 1-го и 2-го этапов «рельсовой войны» в 1943 году белорусские партизаны взорвали более 200 тыс. рельсов, разрушив важные для гитлеровцев железнодорожные линии. Одновременно с этим они пускали под откос вражеские эшелоны, взрывали мосты, водокачки и железнодорожные станции.
Первый этап «рельсовой войны» начался в ночь на 3 августа 1943 года. Тогда, во время контрнаступления советских войск под Курском, порядка 74 тыс. партизан нанесли мощный удар по коммуникациям врага. Завершился он 15 сентября.
Второй этап под кодовым названием «Концерт» проводился с 19 сентября до начала ноября 1943 года. Партизанам тогда удалось нарушить снабжение немецких войск и обеспечить советским войскам благоприятные условия для наступления. Было уничтожено 150 тыс. рельсов и пущено под откос более 1 тыс. вражеских эшелонов.
В ночь на 20 июня 1944 года начался 3-й, заключительный, этап «рельсовой войны», который стал масштабной подготовкой к операции «Багратион». Партизанские соединения громили железнодорожные коммуникации врага по всей территории Беларуси, выводя из строя важнейшие железнодорожные линии и парализуя грузоперевозки.
Операция такого масштаба и с такими результатами была проведена партизанами впервые за все время Великой Отечественной войны. Она разрабатывалась и координировалась в тесном взаимодействии с регулярной армией. Поэтому удары партизан по железнодорожным коммуникациям противника имели огромное стратегическое значение в ходе наступления Красной Армии.
ВО ВРЕМЯ ВСЕХ ТРЕХ ЭТАПОВ «РЕЛЬСОВОЙ ВОЙНЫ» ПРИМЕНЯЛАСЬ НОВАЯ ТАКТИКА: РАЗГРОМОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ ЗАНИМАЛИСЬ НЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ДИВЕРСИОННЫЕ ГРУППЫ, А ВСЕ ПАРТИЗАНСКИЕ ОТРЯДЫ И БРИГАДЫ, АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ПРИНИМАЛО И МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ.
Накануне начала 3-го этапа партизанские соединения получили от секретаря ЦК КП(б)Б Пантелеймона Пономаренко письмо следующего содержания:
«Противник, используя затишье на советско-германском фронте, усилил перевозки живой силы, техники по железным дорогам. С целью срыва вражеских перевозок приказываю:
Всеми силами соединения провести массовое разрушение рельсов методом «рельсовой войны». К подготовке операции приступить немедленно, сохраняя ее в строжайшей тайне. Наносить непрерывные удары, добиваясь полного срыва перевозок противника. Дополнительные указания давать не буду, действовать самостоятельно. О ходе операции доносить немедленно».
Синхронно произведя свыше 10 тыс. взрывов на железнодорожных коммуникациях противника, партизаны на несколько дней лишили немецкие войска подвоза резервов и боеприпасов.
Так, партизаны 300-й бригады им. К. Ворошилова подорвали более 400 рельсов на железнодорожном участке Барановичи — Тимковичи. Партизаны 760-го партизанского отряда им. М. Березовского захватили железнодорожный участок Шклов — Лотва и подорвали около 850 рельсов.
ВСЕГО ЗА ВРЕМЯ БОЕВОЙ ОПЕРАЦИИ ПАРТИЗАНЫ ПОДОРВАЛИ 61 ТЫС. РЕЛЬСОВ, 8 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ, 5 700 М ПРОВОДНОЙ СВЯЗИ, ПУСТИЛИ ПОД ОТКОС БОЛЕЕ 150 ВРАЖЕСКИХ ЭШЕЛОНОВ, УНИЧТОЖИЛИ БОЛЕЕ 15 ТЫС. И ВЗЯЛИ В ПЛЕН 27,5 ТЫС. НЕМЕЦКИХ СОЛДАТ И ОФИЦЕРОВ.
Продолжался 3-й этап «рельсовой войны» до полного освобождения Беларуси.
В результате всех трех этапов «рельсовой войны» белорусские партизаны пустили под откос более 11 тыс. вражеских эшелонов и 34 бронепоезда, подорвали 819 железнодорожных мостов, перебили более 300 тыс. рельсов.