Каждый год Международная Федерация потребительских организаций (CI) определяет тематику Всемирного дня защиты потребителей. В нынешнем году он проходит под девизом: «Потребители за честные финансовые услуги». Тем самым, уже второй год подряд вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности. В 2010 году Всемирный день защиты прав потребителей проходил под девизом «Наши деньги. Наши права». Этот факт подтверждает сохраняющуюся обеспокоенность мирового потребительского сообщества состоянием дел в данной сфере.
В 2010 году представителям Международной Федерации потребительских организаций удалось убедить лидеров «большой двадцатки» исследовать возможности усиления защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, недостаточный уровень которой был одним из ключевых катализаторов финансового кризиса. Работа в данном направлении продолжена и в 2011 году в рамках проекта «Стремление к справедливым финансовым услугам», поскольку доступ к получению безопасных, стабильных, «прозрачных», законных финансовых услуг имеет важное интернациональное значение независимо от того, в какой стране проживает потребитель.
Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 г. Спустя два года — 9 апреля 1985 г. — Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность.
С 2000 года и в Республике Беларусь 15 марта на государственном уровне отмечается День потребителей. Как и во всех странах СНГ у нас существуют и реально применяются специальные законы о защите прав потребителей, что свидетельствует о понимании государством необходимости этой деятельности. В условиях рыночной экономики гражданам приходится обучаться, как пользоваться потребительской информацией, выбирать товары и услуги, отстаивать свои права в суде. Приобретенные навыки потребительского поведения представляют собой важные социальные достижения. Сегодня рынок насыщен товарами и потребители, пережившие первый шок вхождения в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и в то же время более профессиональными в защите своих интересов.
В нашем районе уполномоченным по защите прав потребителей является главный специалист отдела экономики райисполкома Снежанна Михайловна Отарик. В беседе со мной она сообщила, что в текущем году поступило и рассмотрено 6 устных обращений потребителей по вопросам защиты своих прав в сфере торговли, бытовых услуг и других платных услуг. По двум обращениям потребители получили консультации, а по четырем – вопросы были решены положительно, в пользу заявителей.
Сергей ХИЛЮТА