Новоселье – долгожданный и счастливый праздник. И особенно, когда обладателем новой квартиры стала молодая семья. Любовь, ребёнок, счастье и своё собственное уютное гнездо после совместной жизни с родителями. И вот, взносы уплачены, этаж стремительно рос за этажом, и дом уже стал возвышаться как корабль. Обои, краску, плитку выбирали долго, так, чтобы всё соответствовало взыскательному вкусу и радовало глаз. Уже и трёхлетний Артёмка, еле научившись выговаривать букву «р», радостно щебетал:
— Моя квар-р-ртира!
И вот, долгожданный день наступил. В зале стоял длинный накрытый стол, вокруг теснились разнокалиберные стулья и табуретки. На кухне шли последние приготовления, а вкусные запахи щекотали нос. Появились первые гости, приехавшие издалека к однокурснику, все уже с жёнами. Молодая хозяйка в пёстром фартучке и обе её мамы вносили последние штрихи в аппетитные блюда.
И вот все в сборе. Поскольку решено было «не распыляться» и собрать всех гостей вместе, в комнату «набились» представители разных поколений. С одной стороны стола расселись молодые, с другой – более пожилые родственники. Из детей был один Артемка, который шумно радовался неожиданному богатству – куче ярких подарков. Книжки, машинки и мяч не умещались в руках, а удержать хотелось сразу всё.
И вот в потолок взлетела пробка от шампанского, и тосты посыпались один за другим.
Андрею и Наташе желали счастья, здоровья, любви, благополучия… Затем весёлый разговор потёк ручейком, прерывался смехом и шутками, и тут вдруг фужер поднял молчавший до этого Артемкин дед. Все притихли, а он встал.
— Зима заканчивается, скоро весна, — начал он лирическим отступлением и издалека. – Вчера был мороз, а сегодня оттепель, снег тает, уже и ручейки текут. А вы знаете, что ничего этого – новоселья могло бы и не быть?
Некоторые из гостей поспешно подумали, что молодой дед, расслабившись, решил поискать признания и намекнуть на взносы для кооперативной квартиры, которые дал молодым. Но вышло… куда круче.
Иван Петрович продолжал:
— Когда я был на пятом курсе университета, а назавтра уже должно было состояться распределение, в тот день, который мне запомнился на всю жизнь, тоже была оттепель. Снег таял. Я уже выбрал хорошее место поближе к дому в своей области, но судьба всё решила иначе. Купил батон с пачкой масла и иду себе в общежитие. А тут навстречу мне девушка, которую я иногда приглашал танцевать на вечерах. Она на третьем курсе тогда училась. И вот мы столкнулись с ней в дверях, так что батон мой чуть не упал. Поздоровались, улыбнулись, а Клава мне и говорит: «Приходи!»
На этом остросюжетном моменте Артёмкин дед повернулся к жене и сказал ей:
— А то бы я и не пришёл! Если бы ты так не сказала!
И продолжил:
— Я вечера в тот день не мог дождаться. А назавтра распределился поближе к Минску, к Клаве. И мы поженились. Так выпьем за Клаву!
И дед её ласково поцеловал.
Все зааплодировали. Все были впечатлены.
А вторая бабушка, их сваха, в свою очередь, подумала: «Господи, какое счастье. Как одно слово может решить судьбу! Это же Артёмки моего бы не было, если бы она тогда так не сказала!» И вспомнила строчки:
«Слово может убить.
Слово может спасти.
Слово может на битву полки повести…»
Нина Надде