Церкви в Горбачах – 160 лет

Лента новостей

Храму в Горбачах в этом году исполнилось 160 лет. В его истории было несколько трагических случаев. Первый связан с убийством священника в годы безбожия, а второй – с тем, что вымирает его приход.

Каменную церковь в Горбачах возводили с тем расчетом, чтобы жителям окрестных деревень – Мижевич, Сыроежек, Меньков, Павлюшек – добираться было одинаково близко. И по воспоминаниям старожил в Успенской церкви всегда было многолюдно.

Зинаида Павловна Акулова, местная жительница, рассказывает, как на престольный праздник к храму тянулись возы с людьми со всей округи. Специально приезжал фотограф из города. А после службы устраивали гулянья.

Сейчас деревни стоят пустые. В Мижевичах и Сыроежках осталось по одному человеку, в Горбачах – пять семей, в Чапличах – никого… В деревне бывшую конюшню перестроил для свадебных банкетов один предприниматель, но, как вздыхают бабушки, все равно чаще здесь проходят похороны, а не свадьбы.

Оставшиеся жители еще помнят старых священников. Тем более что батюшки здесь служили удивительные.

Приехал заменить сына и был убит

Первым священником в Горбачах был отец Владимир Качановский. К сожалению, о нем не осталось сведений, кроме того, что он был протоиереем, в Горбачах прослужил достаточно – 41 год – и похоронен в церковной ограде.

После него настоятелем церкви стал отец Константин Каминский. В 30-е годы в деревне была создана активная коммунистическая ячейка, которой не понравилось, как отец Константин в своих проповедях открыто обличает советскую власть. В сентябре 1939 года прихожане предупредили батюшку, что ему и его семье грозит расправа, и отец Константин принял решение спрятаться в д. Чапличи, потом – в д. Свислочь. После этого он перебрался в Вильню, затем – в Канаду. А в Успенскую церковь, чтобы не оставлять людей без богослужения, приехал служить его отец – Симеон. 22 сентября 1939 года батюшку вывели из дома солдат и местный житель и убили у сарая для лошади.

По свидетельствам очевидцев, убийцы вызвали отца Симеона из дома под предлогом показать коня. Но отец Симеон, увидев у них в руках ружье, все понял и вышел со словами: «Двум смертям не бывать, а одной не миновать».

Удивительно в этой истории даже не то, что убийцы, по словам местных, получили впоследствии по заслугам, а то, что связь семьи Каминских с Горбачами не прервалась. В 1991 году, когда Успенская церковь была в запустении после закрытия в 1977-м, объявились внуки Каминского из США и пожертвовали на восстановление церкви более 10 тысяч рублей. Для справки – новенький Москвич в те годы можно было купить за 8 тысяч. Эти деньги были основой возрождения храма.

А в 2000-х внук Симеона Каминского Ярослав, выдающийся в США человек, один из начальников в NАSА (ведомство, осуществляющее гражданскую космическую программу США), сам приехал в Горбачи на могилу своего мученика-деда.

Интеллигент и рыболов

После отца Симеона в Горбачах служил иеромонах Константин Клесов. Родом он был с Могилевщины. Рассказывают, что семью его убили в войну немцы.

Зинаида Павловна говорит: «Это был очень культурный, воспитанный человек. Читал много художественной литературы, Гюго очень любил. Постился. Истинный, истинный был батюшка. Таких у нас теперь мало».

Зинаида Павловна жила по соседству с отцом Константином и, девочкой, часто через щель в заборе ходила к нему во двор. Говорит, что рядом текла чистая речка, и батюшка часто там с удочкой сидел и ловил рыбу.

Больше тридцати лет служил отец Константин в Горбачах, до самой смерти. И умер в своем доме. Сейчас он стоит пустой – как и многие в этой деревне.

После его смерти храм закрыли. Местные власти хотели устроить в нем склад, но люди встали стеной – и отстояли.

После закрытия церкви местные жители стали ездить в Свислочь и в Волковыск. В 1991-м году, еще при СССР, пришла помощь от внуков убитого отца Константина и храм открыли. Люди зашли туда и ахнули – в прошлом красавица-церковь была в плачевном состоянии, все было разграблено, вывезено в другие храмы. Группа активистов ездила по близлежащим храмам и просила обратно святыни Горбачевской церкви. Многое вернулось в родной храм.

«Сейчас церковь открыта – стыдно не пойти, – говорит Зинаида Павловна. – Хоть и совсем я больная, сегодня поднялась и пошла. Стоит церковь наша красивая – хоть ты живи и не умирай!»

И ты, деревня, живи и не умирай.

Светлана Павлюкевич, сайт Гродненской епархии



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *