23.01.
У Царстве Польскім (пасля 1812 года Польшча ўваходзіла ў склад Расійскай імперыі) пачалося ўзброенае паўстанне супраць царскага самадзяржаўя.
28.01.
Гродзенскаму Губернатару паступіла паведамленне ад Гродзенскага павятовага Спраўніка наступнага зместу: “В ночь с 26 на 27 число сего месяца в окрестностях г. Соколки и местечек Одельск, Крынки, Малая и Великая Берестовица стали появляться небольшие партии мятежников, о чём в настоящее время полицией проводится дознание…”.
07.02.
Гродзенскае Губернскае жандарскае Упраўленне паведаміла ў Санкт-Пецярбург, што «… крестьянин Красницкой волости Константин Станкевич раздавал крестьянам своей и других деревень возмутительное сочинение под названием «Мужичья правда».
28.02.
Гродзенскі Губернатар паведаміў у Санкт-Пецярбург Міністру ўнутраных спраў.:
“ … По сведениям, полученным от Мировых Посредников, Земских Ісправников и Брестского Уездного Предводителя Дворянства, временно обязанные крестьяне вверенной мне губернии с 17 по 23 число текущего месяца отказались от исполнения в пользу помещиков повинностей в следующих местностях: по Гродненскому уезду в волостях: Голынской, Кринской, Великоберестовицкой и Малоберестовицкой, а также в им. Ляхново и Грайно…”.
05.05.
У 7 гадзін вечара атрад конных паўстанцаў каля 30 чалавек з’явіўся ў мястэчку Крынкі.
Гродзенскаму Губернатару паведамілі:
“ … Потом, заехав в самую средину местечка, собрав к себе несколько человек жителей оного, находящихся в это время здесь с любопытства, объявили свой Манифест:
— … временно-обязанные крестьяне освобождаются от всех повинностей;
— земля, которую они теперь обрабатывают, объявляется их собственностью;
— рекрутский набор отменяется на 15 лет;
— все звания отныне отменяются и все равны перед законом…”.
17.05.
Атрад узброеных мяцежнікаў ycтyпіў у фальварак Рудава (уладальнік барон Бруноў). Мяцежнікі забралі коней з панскай канюшні, запасліся харчам і скрыліся ў невядомым напрамку. Да іх далучыліся два парабкі з гэтага фальварка.
18.05.
Атрад паўстанцаў ycтyпіў у Малую Бераставіцу, канфіскаваў валасную казну. Праведзены сход жыхароў i аб’яўлены паўстанцкі Маніфест.
18.05.
Ваўкавыскі павятовы спраўнік паведамляў Гродзенскаму Губернатару:
“ … 17 числа мая, около 5 часов по полудни, мятежники сильно вооруженные, на лошадях, около 40 человек, проследовали через имение Красное помещика Радовицкого. Собрав людей из деревни Красное, они объявили свой мятежнический Манифест…, возле костёла пели возмутительные гимны и читали противоправительственные манифестации, после чего заставляли жителей снести для них съестных припасов…
20.05.
Гродзенскі павятовы Спраўнік паведаміў начальніку Гродзенскага павета:
“ … с 18-го на 19-е число в ночи прибыла в имение Великую Берестовицу вооружённая шайка мятежников числом до 20-ти человек, на подводах… И прибывши к Администратору того имения, требовали денег и съестных припасов, угрожали оружием…, после чего забрали находящиеся в кассе имения 200 рублей серебром, в магазине около трёх пудов сала, несколько ветчины и круп, … после чего отправились по дороге, ведущей к Голынке.
По свидетельству Администратора имения, мятежники были вооружены двухствольными ружьями, револьверами и саблями, а некоторые из них имели кинжалы…”
24.05.
Атрад паўстанцаў, які сфарміраваўся ў Сакольскім павеце і прайшоў праз Крынкі, Малую Бераставіцу, Вялікую Бераставіцу, Свіслач, каля вёскі Ласасіны (за 14 вёрст да Ружан, Ваўкавыскі павет) уступіў у бой з царскімі войскамі. У атрадзе паўстанцаў , па даных паліцыі, было каля 400 чалавек. 135 чалавек узброены косамі (касінеры), 40 конных.
Ваенны Начальнік Ваўкавыскага павета паведаміў Камандуючаму вайсковым злучэннем царскай арміі, якое было паслана на барацьбу з мяцежнікамі, генералу Бабрынскаму:
“ … Бой был продолжительным и жестоким, продолжался несколько часов с переменным успехом. На одном только левом крыле казаки насчитали 127 трупов. … Ротой пеших стрельцов командовали отставной поручик Завистовский и поручик Врублевский, ранее заведовавший Сокольским егерским училищем…”.
У данясенні паведамляецца, што ў гэтым баі загінулі толькі чатыры расійскія салдаты, іх пахавалі ў Ружанах, 15 былі паранены, з іх адзін назаўтра памёр.
06.06.
Крынкаўскі паліцэйскі прыстаў 2-га стана ў сваім рапарце павятоваму Начальніку паведамляе, што па яго звестках, атрад паўстанцаў паявіцца ў Малой Бераставіцы “…на церковный праздник Святого Антония, где народу собирается до 3-х тысяч Полагаю, что туда следует послать отряд войска…”
13.06.
Гродзенскаму Губернатару паступіла паведамленне з Саколкі:
“Полковник Вернер продолжает движение на Свислочь, не теряя следов отряда мятежников числом до 100 человек, имеющийх цель зайти в местечко Малая Берестовица, где сего числа на храмовом празднике Святого Антония бывает до 3000 человек народу и там произвести беспорядки. Посему полковник Вернер, оставив движение на Свислочь, с пехотою и казаками делает ночной переход к означенному местечку…”.
14.06.
Ваенны Начальнік Гродзенскага павета паведаміў, што жыхары аколіцы Эйсманты, акрамя 8-мі чалавек, што пайшлі ў шайку мяцежнікаў, больш не прыкмечаны ў пасобніцтве паўстанцам.
“…А ввиду примера для других считал бы достаточным переселить в русские губерни те семейства, из которых оказались бежавшие в шайки…”.
16.06.
Гродзенскі павятовы Спраўнік дакладваў Губернатару:
“… С 14-го на 15-е число сего июня в имении Красники помещицы Залеской появились шесть вооружённых мятежников и насильным образом забрали три лошади и одно седло, а также телегу, которую, проезжая чрез имение Массоляны Помещицы Войчинской, оставили на Мызе, а лошадей увели. В имении же Массолянах также взяли три лошади и направились в Олекшицы, находящиеся на Волковыском Почтовом тракте…”.
17.06.
Гродзенскаму Губернатару павятовы Спраўнік піша, “…что ночью с 15-е на 16-е число шесть вооружённых неизвестных людей верхом приехало в дворянскую околицу Малыя Иодковичи и требовали у дворянина Кубинского денег, но когда он скрылся, то неизвестныя люди из Иодкович уехали, угрожая Кубинскому мстить. Куда же они направили путь – неизвестно…”. На рапарце рэзалюцыя: “Принять меры по преследованию и поимке инсургентов”.
18.06.
Гродзенскі павятовы Спраўнік у сваім рапарце паведаміў Губернатару, што каля в. Канюхі заўважана, па словах адных – 27, па словах другіх – 50 узброеных мяцежнікаў.
22.06.
Ваўкавыскі павятовы Спраўнік дакладваў Губернатару:
“…Я приказал устроить по уезду, во всех местечках, сёлах и деревнях рогатки при въездах и выездах и иметь при них караульных из крестьян на первый случай с кольями, дабы затруднить передвижение мятежников. такие рогатки уже выставлены в деревнях … Гринки, Красное, Колосы, Грицевичи, Павлюшки, селе Клепачи…”.
16.07.
Атрад паўстанцаў сярод ночы (каля першай гадзіны) увайшоў у фальварак Рудава. Жорстка расправіўшыся з упраўляючым і папоўніўшы свае харчовыя і фуражныя запасы, паўстанцы накіраваліся па дарозе ў бок Беластока.
18.07.
У ноч з 18 на 19 атрад мяцежнікаў уступіў у Вялікую Бераставіцу.
Ваенны Начальнік павета паведамляў Гродзенскаму Губернатару аб падзеях з 18 на 19 ліпеня. У рапарце адзначалася, што “ … в ночь прибыла в имение Великая Берестовица шайка мятежников до 20 человек, на подвозах, требовали денег и съестных припасов…”.
25.07.
Командующему войсками Гродненской губернии Генералу графу Бобринскому из Соколки сообщили:
“Получил известие, что в сторону Кринок и Малой Берестовицы движется отряд мятежников в числе 140 человек. Я отправил навстречу им в Кринки и Малую Берестовицу 2 эскадрона улан, а две роты Семёновского полка находятся в Соколке. В случае, если мятежники бросятся туда, роты должны их принять…”.
13.08.
Губернатару паступіў рапарт, у якім паведамляецца, што “…конная шайка мятежников была у помещика Ришарда Дашкевича, владельца имения Войтеховщина, коим делано угощение, при чём удостоверяют, будто бы Дашкевич знает каждый раз о прибытии шайки и потому делает приготовление своевременно, к приёму оной”.
20.11.
“ … Секретно. Военным Начальникам уездов.
Предлагаю Вашему Высокоблагородию принять деятельные меры по разысканию и арестованию, дворянина Волковыского уезда Константина Калиновского, подозреваемого в разбрасывании печатных брошюр по почтовой дороге от Гродно до Волковыска, и в случае если бы таковой был отыскан, то заарестовав его, доставить ко мне в Гродно под усиленным караулом. Приметы Калиновского: около 30-и лет, роста среднего, плотного сложения, тёмно-русый, лицо большое, черты грубоватые…
Гродненский Губернатор Генерал-майор И. В. Галлер.
29.01.
Кастусь Каліноўскі арыштаваны царскімі жандарамі ў Вільна.
Мікалай Пацэнка, навуковы супрацоўнік музея Вавёркі
Вот так бой,погибли 127 мятежников и только 4 солдата.
Калиновский поднимал восстание совершено не думая о соотношении сил.
Это был эмоциональный порыв а не хоть приблизительный расчет. Сколько людей погибло и было сослано в Сибирь.