«Вот умру, тогда вы все будете знать!» — услышав такие слова из уст ребенка, редкий взрослый воспринимает их всерьез. Но, по сведениям психологов, более 80% детей хоть раз в жизни задумываются о суициде.
Поэтому для родителей очень важно обо всем знать заранее, а не тогда, когда уже поздно…
Как же суметь разглядеть беду вовремя и оказать ребенку нужную поддержку? Об этом сегодня рассказывает врач психиатр-нарколог ЦРБ Жанна Титова.
— Чаще всего подростковое самоубийство связано с семейным неблагополучием, — подчеркивает Жанна Михайловна. – Тяжелая болезнь или смерть родственника, развод родителей, их алкоголизм, ссоры, скандалы, жестокое обращение с детьми… А подчас и очень любящие, заботливые папа и мама в чрезмерном беспокойстве о будущем ребенка по сути лишают его настоящего. Ведь очень обидно знать, что ты родителям не нужен в качестве неотличника, неабитуриента, нестудента, немузыканта и так далее. Это сильно ранит юную душу.
Отсутствие доверия в семье. Подростковая неразделенная влюбленность. Сложные отношения со сверстниками… Все это может закончиться очень печально. Взрослым нельзя забывать насколько сильны чувства подростка и почаще вспоминать свои переживания в эту пору, когда кажется, что справедливость не восторжествует никогда, а мир попросту рухнет. Нужно быть не просто внимательным к своему ребенку, а всегда знать, чем он «дышит». Это очень важно! Потому что невнимательный родитель за внешним благополучием может и не замечать, какие мысли беспокоят его чадо, какие бури, сомнения кипят в его юной душе.
Именно размышления в этом возрасте о смысле жизни как раз и выступают своеобразным тестом на готовность к истинному самоубийству. Если подросток не находит ответа на вопрос о своем предназначении, то под влиянием неудач и разочарований и при возникновении повода может решиться на отчаянный шаг. Подобное может произойти и спонтанно, в критической ситуации, если подросток постоянно живет с ощущением неполноценности.
— Дети ведь в полной мере не осознают, что смерть – это все, это конец. Им, кажется, что их каким-то чудом обязательно спасут, что они смогут победно встать…
— И наблюдать, как на похоронах обидчиков мучают совесть и раскаяние, как все плачут, жалеют их, умерших так рано. А они, чудом победив смерть, обрадуют всех, продолжат жить, но уже счастливо, получив все желаемое… В таком возрасте, конечно же, никто не собирается всерьез умирать. Детский и подростковый суицид – «демонстративный», это сигнал тревоги, обращение внимания на себя, на свои проблемы. Потому любой, даже несерьезный разговор ребенка о смерти должен настораживать родителей.
Иногда суицид просто имитируется. Это тоже крайне опасно. Вот некоторые из примеров, которые случались в стране.
Мальчик с целью проучить родителей имитировал повешение, когда увидел в окно, что они возвращаются домой. А родители в это время задержались в подъезде с соседкой…
Внук, пытаясь завоевать расположение бабушки, решил повеситься перед ее окном, рассчитывая, что она в этот момент должна в него смотреть. Но, на беду, бабушка на что-то отвлеклась…
Девочка, обидевшись на родителей, наелась таблеток, а потом сообщила об этом, но спасти ее тоже не удалось…
Замечу, в настоящее время получает распространение особый вид суицида – «потребительский», который дети совершают, получив от родителей отказ в покупке им желаемой вещи. К большому сожалению, в современном мире детям навязывается совсем иное, чем раньше, отношение к материальным ценностям. Реклама, друзья в классе заставляют ребенка относиться к той или иной вещи гораздо серьезнее, чем она этого заслуживает.
— Что делать в таком случае? Просто отмахнуться от подобных просьб или купить желаемую вещь?
— Ни то и ни другое. Родители должны серьезно поговорить с ребенком и выяснить, что же для него означает желаемый предмет и попытаться откорректировать это желание, построить вместе план, как приобрести вещь, пожертвовать чем-то другим. Например, подсказать другие способы завоевать уважение сверстников.
— Что хотели бы еще посоветовать родителям?
— Прежде всего отказаться от авторитарного и приказного тона в общении с ребенком. Строить отношения нужно на основе договора, просьб, объяснений. Давайте почувствовать ребенку, что вам небезразличны его проблемы.
— Жанна Михайловна, что должны знать родители, педагоги о признаках суицидального поведения детей и подростков? Какие они эти признаки?
— Это уход в себя, длительное уединение и отчуждение; капризность, привередливость, колебание настроения между возбужденностью и упадком; чувство безнадежности, тревога, плач без причины, депрессия; вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости с целью обратить на себя внимание; нарушение аппетита; проблемы со сном, апатия; психологическая травма, утрата интереса к любимым занятиям, побеги из дома и т.д.
А еще хотела бы привести советы американского психотерапевта Ф. Порат. Они, без сомнения, могут быть полезны и взрослым:
1. Принимайте себя таким, какой вы есть.
2. Принимайте себя таким, каким вы хотите быть.
3. Обретайте позитивные изменения всякий раз, когда вы в состоянии это сделать.
4. Полюбите свой образ, свой имидж, свое тело, манеру смотреть, двигаться, одеваться, ходить, говорить и т.д.
5. Уважайте свое тело, свою жизнь и свой выбор в этой жизни.
6. Будьте «позитивно эгоистичны»: любите себя не больше, но и не меньше других людей, осознавая при этом, что вы – человек, единственный в своем роде. И другого такого нет, не было и не будет на Земле.
7. Уважайте свое время: время – это жизнь.
8. Разрешайте себе радоваться и получать удовольствие. Позволяйте себе быть таким, какой вы есть. Вы несете ответственность за то, чтобы сделать себя счастливым.
9. Учитесь принимать решения и воплощать их в жизнь.
10. Не ждите, что кто-то вернет вам ваше самоуважение. Только вы сами сможете с этим справиться.
— Подводя итог нашему разговору, хочется выделить самое важное. А этим важным является…
— То, чтобы и родители, и педагоги умели научить ребенка уважать саму жизнь. Просто жизнь, которая дарится один лишь раз. И получить ее – самое большое счастье и благо, разрушить которое не вправе даже ты сам. А еще жизнь – это ответственность, которой нужно учить тоже с детства.
Беседовала Мария ДРАПЕЗА