Международная олимпиада по русскому языку для школьников-иностранцев в институте русского языка им. А.С. Пушкина проходит с 1972 года.
В 2016 году состоялась уже XIV олимпиада, которая получила особый размах, так как была приурочена к 50-летию основания института русского языка им. А.С. Пушкина. Отборочный этап проходил в новом формате – дистанционно на портале «Образование на русском», что позволило поучаствовать в нем всем желающим вне зависимости от наличия призовых мест на республиканском этапе – как это происходило ранее.
Стартовала олимпиада в мае 2016 года. О том, что есть возможность в ней поучаствовать, мне рассказали учителя в моей родной гимназии аг. Пограничный и посоветовали попробовать свои силы.
Оказалось, что олимпиада состояла из 4 этапов: 3 заочных и последнего – очного – в Москве в институте русского языка имени Пушкина.
Честно говоря, взялась за дело без особого энтузиазма. Позади были непростые экзамены за курс базовой школы, хотелось отдохнуть. Но посеянное и взращенное во мне за 9 лет чувство ответственности, доля здорового перфекционизма в моем характере и определенная уверенность в знаниях взяли верх и не дали «спустя рукава» отнестись к порученному делу.
Зарегистрировалась на сайте и выполнила задания предварительного этапа. Вечером, поглядывая на скретч-карту на стене в моей комнате (на ней я отмечаю страны и города, в которых побывала), задумчиво сказала маме: «Представь, а вдруг я поеду в Москву!». И о «бонусе» мы благополучно забыли.
В августе мне сообщили, что я могу приступить ко 2 этапу. Здесь уже появился спортивный интерес и задор. Вот уж действительно «каникулы с пользой»!
Далее последовало приглашение к участию в полуфинале. В сентябре была возможность качественно выполнить задания полуфинала, ведь я по состоянию здоровья не участвовала в сельхозработах и находилась дома.
И вот в октябре – окончательный результат: я в составе восьмерки полуфиналистов от Беларуси еду в Москву на целую неделю, а вместе с нами еще полторы сотни ребят из 31 страны мира!
Было страшно и одновременно интересно. Незнакомый руководитель группы, незнакомые ребята из Гомельской, Гродненской и Брестской областей, впервые вдали от мамы… К тому же — большая ответственность – представлять целую страну.
Нам повезло с руководителем группы. Гарбузова Наталья Анатольевна – учитель русского языка одной из школ г. Минска, оказалась очень грамотной и энергичной, к тому же имеющей 8-летний опыт сопровождения белорусских делегаций школьников на международные олимпиады. Наталья Анатольевна помогала нам буквально во всем: вовремя успевала «подстелить соломку», поддерживала нашу инициативу. Заранее узнав, что я еще и немножко пою, поручила мне спеть песню в качестве номера-презентации страны на открытии олимпиады. C помощью музыкального руководителя школы, Кулинич Натальи Валентиновны, мой выбор пал на песню «Спадчына» на сл. Я. Купалы, муз. И. Лученка. Во время исполнения в глазах слушателей я нашла понимание, ведь эта песня наверняка на слуху у многих народов и ассоциируется у них с Беларусью.
Первый день прошел на одном дыхании, но уже к вечеру появилась тревога и чувство большой ответственности. Ведь впереди предстояли 3 конкурсных дня, 3 экзамена на знание русского языка и русской культуры. На консультации нам объяснили, что придется выполнить творческую работу с кинотекстом, состязаться в лингвистике, демонстрировать свое ораторское искусство, а также сдать экзамен по страноведению.
Дело того стоило. Ведь попасть в десятку финалистов – это значит обеспечить себе будущее, а именно – иметь возможность бесплатно учится в любом лингвистическом или филологическом ВУЗе России, в том числе и в МГУ.
Моя тревога постепенно улетучилась, потому что с нами работали замечательные преподаватели, интересные люди: основатель и президент института русского языка им. А.С Пушкина, Виталий Костомаров, доцент кафедры русской словесности и межкультурных коммуникаций Татьяна Кудоярова, на торжественном закрытии олимпиады в государственном историческом музее присутствовал заместитель министра образования Российской Федерации Вениамин Каганов и многие другие.
Очень понравился веселый, остроумный, тактичный, наделенный множеством талантов, любимый всеми студентами, Владимир Иванович Аннушкин, российский лингвист, доктор филологических наук, преподаватель риторики, радио- и телеведущий передач на телеканале «Россия Культура», радио «Эхо Москвы».
Сидя в огромных аудиториях, чувствовала себя студенткой.
Навсегда запомнилась Лиза – милая, добрая, отзывчивая, предприимчивая девушка-волонтер, которая сопровождала одновременно болгарскую и белорусскую делегации.
В целом экзамены прошли в творческой и доброжелательной обстановке. Кроме того в рамках культурной программы с нами провели большую обзорную экскурсию по Москве, пешеходную экскурсию по Красной площади, в Кремль и мавзолей Ленина. Не обошлось и без шопинга. А также нас пригласили в театр «Россия» на мюзикл «Золушка». Побывали мы в школе № 1253 г. Москва.
На торжественной церемонии закрытия олимпиады я искренне радовалась за победителей. К слову, в десятку лучших вошла и белоруска Анастасия Пузикова из г. Барановичи.
И хоть я не показала лучшего результата, но поняла значение крылатого выражения «дорогу осилит идущий». Ведь даже если ты устал, даже если запутался и не знаешь куда идти – иди маленькими шажками и обязательно выйдешь на правильный путь, но обязательно иди и никогда не останавливайся.
Хочу сказать огромное спасибо моей любимой учительнице русского языка Терезе Антоновне Король, которая дает мне знания и верит в меня. Очень хочется ее не разочаровывать. До глубины души тронуло теплое участие в моей судьбе Инны Леонтьевны Кергет, директора СШ аг. Пограничный и Гражины Станиславовны Некало, заместителя директора СШ аг.Пограничный. Спасибо родной школе!
Полина Белевич,
учащаяся 10 класса средней школы аг.Пограничный