Заседание коллегии проходило в Гродно.Катализатором интереса к тому или иному региону для отечественных и зарубежных туристов всегда были имеющиеся там достопримечательности, масштабные события, например, фестивали, брендовые праздники. Принцип прост: турист едет туда, где интересно и где могут предложить насыщенный разноплановый отдых. Вот только когда коронавирус поставил мировой туризм на паузу, локомотив с гостями остановился, стало очевидно, что к путешественникам важно находить подход, информировать и направлять к тем самым уникальным локациям региона, о которых, возможно, многие и знать не знали.
Туристическую инфраструктуру нужно загружать. Каким образом? В первую очередь, развивая внутренний туризм. Этот момент не раз подчеркивался на коллегии Министерства спорта и туризма, пленарное заседание которой состоялось сегодня. Участие в ней приняли свыше 100 человек. Среди почетных гостей — заместитель премьер-министра Республики Беларусь Игорь Петришенко, председатель Гродненского облисполкома Владимир Караник, министр спорта и туризма Республики Беларусь Сергей Ковальчук, а также члены коллегии Минспорта, руководители структурных подразделений Минспорта, заместители председателей облисполкомов и Минского горисполкома, начальники главных управлений спорта и туризма облисполкомов.
Открывая заседание, глава министерства Сергей Ковальчук, обозначил главный посыл встречи: необходимо доработать и сделать хорошо там, где пока не все удается. По его словам, чтобы туристическая отрасль процветала, важно, чтобы в этот процесс были включены все структуры.
— Сегодня туризм — это не просто посещение культурных мест, а большой объем работы по популяризации нашей страны. Чтобы наметить пути решения имеющихся проблем, нужно не скрывать недостатки, а поднимать их на поверхность, озвучивать, обсуждать. И, конечно же, делиться положительным опытом. Убежден, что исследуя Гродненский регион, многие участники коллегии были приятно удивлены увиденным, созданной здесь инфраструктурой, — сказал Сергей Ковальчук, заметив, что весь парадокс заключается в том, что мы мало знаем о туристических возможностях своих регионов. — Общественность нужно информировать о туристическом потенциале, обликать все в красивую обертку. Каждый должен знать об уникальных объектах и изюминках своего уголка.
То, что для активизации внутреннего туризма необходимо активнее осведомлять людей о возможностях и вариантах отдыха внутри страны, совершенствовать инфраструктуру, подчеркнул заместитель премьер-министра Республики Беларусь Игорь Петришенко. Он особо заметил, что наряду с системными решениями на уровне государства, чрезвычайно важны шаги, которые предпринимаются в том числе на местах.
— Туристу нужно доносить информацию в том информационном поле, в котором он находится. Если это молодежная аудитория, то гораздо проще сделать это через социальные сети, мессенджеры и приложения, — заметил вице-премьер, уточнив, что в Гродненской области такой положительный пример имеется. Здесь создано мобильное приложение «Grodno guade» — своеобразный мобильный гид по городу Гродно.Приложение во многом рассчитано на индивидуальных туристов. С его помощью можно наметить маршрут прогулки, отыскать нужные достопримечательности центральной исторической части города, а также гостиницы, рестораны, кафе.
Ощутим ли эффект от внедренных разработок? Безусловно. У молодых людей, как подчеркнул Игорь Петришенко, появляется интерес ко многим туробъектам нашей страны. Свой взгляд они устремляют и на местные здравницы: в санаториях отмечают увеличение отдыхающих этой категории граждан.
— Масштабировать такие практики будем и на другие регионы страны, города, — добавил он. — Наряду с информационной составляющей необходимо подтягивать под потребность туристов и инфраструктуру, создавать комфортные условия размещения, предлагать хорошую кухню. Все это стимулирует как отечественного, так и зарубежного туриста к поездкам.
По словам Игоря Петришенко, такие виды туризма в регионах, как событийный, гастрономический, медицинский, промышленный, религиозный, должны развиваться в комплексе, подтягивая до соответствующего уровня каждое из направлений.
— Важно то, что в Гродненской области так называемые золотые кольца для путешествий в соседних районах объединяют свои усилия и не упускают туристов. Проще говоря, они образуют туристические кластеры, где гостям предлагают комплексный продукт с посещением сразу нескольких объектов на территории этих районов, — сказал вице-премьер, обратив особое внимание, что Принеманскому краю есть, что показать своим гостям. Он также отметил, что в организации путешествий по стране мог бы работать и железнодорожный транспорт, более активно реализовываться потенциал водных артерий.
— Гродненщина — это регион, где каждый турист может найти что-то интересное на свой вкус. Природа, памятники историко-культурного наследия, современные объекты, промышленный туризм — поле для выбора огромное. Наша основная задача — обеспечить инфраструктуру, — сказал председатель облисполкома Владимир Караник. —Очень серьезный удар по турсфере нанесла пандемия, но в то же время она дала нам определенную передышку для отработки информационного сопровождения, подготовки маршрутов путешествий. Работа в этом направлении будет идти непрерывно. Надеюсь, когда границы откроются, предпринимаемые меры позволят нам быстро восстановить туристический поток и двигаться дальше.
Гродненщина гостеприимная
Говоря о состоянии и перспективах развития туризма на Гродненщине, начальник управления спорта и туризма облисполкома Олег Андрейчик отметил, что ежегодно регион привлекает все большее количество туристов. Только в 2019 году область посетили более полумиллиона гостей, из них почти 250 тысяч — иностранцы. Это абсолютный рекорд за многие годы.
— Значительное внимание на увеличение турпотока, конечно, оказало установление безвизового режима. С его введением в городе Гродно получили развитие медицинский, познавательный и событийный виды туризма. В среднем в неделю в позапрошлом году въезжало от двух до двух с половиной тысяч человек. Пик посещений приходился на выходные и праздничные дни. Активизировалась предпринимательская и инвестиционная деятельность, — сказал Олег Андрейчик.
Сегодня существующая в регионе инфраструктура совершенствуется: открываются новые гостиницы и хостелы. К примеру, только в прошлом году в эксплуатацию были введены гостиницы в Гродно, Островце, Новогрудке и Гродненском районе.
В период пандемии акцент в развитии туризма ожидаемо был смещен на внутренний сегмент, популяризацию и доступность национального турпродукта. В непростых условиях было важно сохранить рабочие коллективы большинства ключевых субъектов туризма.
— Была оказана поддержка 37 организациям, в том числе в части льготирования и предоставления отсрочки по налоговой нагрузке и арендной плате, снижению санаторно-курортного сбора, — добавил Олег Андрейчик.
Значимым для региона стало открытие туристско-информационных центров. Созданы и оказывают услуги для гостей уже 12 центров, в ближайшей перспективе появление подобных пунктов во всех районах области.
Активно восстанавливаются и реконструируются на Гродненщине исторические объекты. Только за пять последних лет работы были проведены на 146 объектах области. Как отметил начальник управления спорта и туризма облисполкома, одним из самых перспективных направлений стратегии развития стал цифровой туризм:
— Нашим управлением активно ведется работа с Гродненским государственным университетом имени Янки Купалы по созданию цифровой площадки для туристов. Создана уникальная электронная система регистрации иностранцев, приезжающих по безвизовому режиму. В рамках инновационного проекта разработан банк данных объектов туризма для профессионалов и начинающих бизнесменов, на платформе «Grodnovisafrее» размещена обширная информация для путешественников на пяти языках и созданы десятки ячеек или личных кабинетов субъектов туризма Гродненщины с ценной информацией.
Спросите о планах!? Они смелые и амбициозные. В перспективе — создание виртуальных экскурсий по основным туристическим объектам области с использованием современных технологий виртуальной объемной реальности, новых туристических маршрутов по интересным природным территориям, разработка и запуск новых приложений, дальнейшее развитие агротуризма. К слову, всего на территории области создано более 300 туристических маршрутов разных видов и тематики. И это еще не предел.