Говорят, что родина, как и мать, у человека одна. Несомненно, это так, если человек родился и прожил свою жизнь в одной стране. А если важные и длительные отрезки жизненного пути доводилось проводить в разных странах, и эти места остались равнозначно родными в сердце? Тогда человек может сказать, что у него две или даже три родины. Как, к примеру, Михаил Килевнюк, который сейчас живет в Массолянах. Уже более 23-х лет Михаил Андреевич находится в Беларуси, до этого были почти 30 лет службы в России, а родился и вырос он в Украине. Поэтому эти три страны тесно переплелись в его судьбе и друзьями, и родственниками, и незабываемыми воспоминаниями.
В феврале Михаилу Килевнюку исполнится 75 лет, из них 30 он отслужил в ракетных войсках, уволился в запас в звании подполковника.
Родился Михаил Андреевич в 1944 году в украинском городе Харьков, жил там до 17 лет, окончил среднюю школу.
— Сначала хотел изучать дальше медицину, даже документы в соответствующий вуз уже подал, — вспоминает Михаил Андреевич, — а потом друг Валера, с которым дружили с первого класса, позвал поступать в военное училище. Вот я и поддался его уговорам. Только он через три месяца бросил учебу, а я остался.
Поступил Михаил Килевнюк в Камышинское ракетное училище, которое находилось в Волгоградской области, получал там специальность ракетчика.
— Училище окончил в 1964 году с отличием и имел право выбирать, куда поеду служить, — продолжает свой рассказ Михаил Андреевич. – Только молодой был, не совсем разобрался, выбрал для себя часть «Москва-400», думал, что поближе к Москве служить буду. А оказалось, что эта ракетная часть размещалась в поселке Юрья в Кировской области, почти на границе с Коми АССР. И пришлось мне до Кирова 18 часов на поезде ехать, а потом еще и от Кирова часа 3 на машине. А и зимой и осенью это еще больше времени занимало, потому что там нормальных дорог не было.
В Юрье молодого лейтенанта встретили хорошо, выделили общежитие. Правда, предложили немного переучиться и заняться обслуживанием специальной техники в ракетных войсках стратегического назначения.
Также Михаил Андреевич был и заместителем начальника аварийно-спасательной группы, которая создавалась при пуске ракеты на случай внештатной ситуации. Однако за 30 лет службы Михаила Килевнюка аварийно-спасательной группе не пришлось работать ни разу – все пуски прошли успешно.
— Лично я был на трех пусках, — рассказывает Михаил Андреевич. — Запускали мы боевые ракеты, срок эксплуатации которых уже заканчивался, чтобы потренироваться, ведь их все равно уже надо было утилизировать. Конечно, вместо боевого заряда была болванка, такая же по форме и по весу. Летела ракета на Камчатку, там специальная часть стояла, которая отслеживала полет. Помню, запустили ракету, и через 7 минут командир по громкой связи объявляет: «Все, колышек!» — это значит, ракета попала точно в заданную цель.
Был Михаил Андреевич и на тренировочных пусках на космодроме Байконур. А всего ракетным войскам отдал 30 лет жизни.
— Служил, как все, — скромно отмечает Михаил Андреевич, – просто выполнял свои обязанности, как положено.
В конце службы Михаила Килевнюка перевели в гвардейскую ракетную дивизию в Тейково, которая участвовала в парадах. Михаил Андреевич был на последнем параде Советского Союза в 1990 году в Москве как начальник тыла команды ракетчиков.
-Тогда мы впервые показали на параде наши ракеты «Тополь», репетировали три месяца, на параде прошли успешно. За участие в этом параде я получил благодарность от министра обороны Советского Союза.
В 1991 году Михаил Килевнюк закончил службу и с семьей переехал в Харьков.
— Там мы получили квартиру, я четыре года работал во вневедомственной охране. А потом жена позвала меня к себе на родину, и в 1995 году мы переехали Беларусь, поселились в Гродно, — объясняет свой приезд в Беларусь Михаил Андреевич.
Кстати, его жена Галина Павловна, в девичестве Семенченя, родом из Массолян.
— А нашел я ее в России, в Балашове, — улыбается Михаил Андреевич. – Она там училась в медучилище, а я во время учебы ездил в отпуск в Харьков через Балашово. В Балашове приходилось 6 часов ждать поезда, и мы с другом пошли в кино, там и познакомились с двумя девушками, одна из которых и стала моей женой. Поженились мы через полтора года, до этого переписывались, иногда заказывали переговоры. А когда Галина закончила учебу, приехала ко мне. В госпитале мест не было, она работала продавцом в солдатском магазине, а потом в универмаге.
Супруги Килевнюк вырастили сына и дочь. Сын Игорь сначала решил идти по стопам отца, сдал экзамены в Харьковское военное высшее училище, а потом передумал и поступил в Пермский университет на факультет радиофизики, окончил его с отличием. Так и остался в Перми, работает программистом.
А вот дочь Татьяна живет в Беларуси, работает медсестрой в Минском роддоме.
Михаил Андреевич с Галиной Павловной постепенно перебрались из Гродно в родительский дом жены в Массолянах.
— Здесь тихо, спокойно, занимаемся сельским хозяйством, есть небольшой огородик, да и работа в деревне всегда найдется, — отмечает мой собеседник.
Михаил Андреевич жил в Украине, России, теперь в Беларуси. Я поинтересовалась у него, чем отличаются наши три братские страны?
— Раньше практически ничем не отличались, мы же жили в одной большой стране, — говорит Михаил Андреевич. — А теперь различия видны. К примеру, та же Украина здорово отличается от Беларуси. В Беларуси порядка гораздо больше. Я такой пример приведу: едешь по Беларуси, все поля вспаханы, засеяны уже, везде порядок, а как только Гомельскую область проехал – начинается Черниговская, там уже бывшие фермы все разваленные, везде заросли, редко кто возле дома участок вспашет и огородик посадит. Хотя на самом деле Украина очень мне нравится, но нет там денег у людей на топливо, нет техники, колхозы развалили все. А вот Россия сейчас возрождается, идет на подъем заметно. Эти три страны одинаково родные для меня, в каждой из них я прожил много лет, в каждой из них и сейчас живут родные для меня люди. И для меня важно, чтобы между этими странами не было вражды и недопонимания, ведь они стали одной моей судьбой.
Ирина МИКЛАШ,
фото автора