Оперативно-дежурную службу часто называют «лицом» всего отдела внутренних дел. Ведь именно сюда в первую очередь люди обращаются за помощью в защите своих прав и законных интересов, сообщают о происшествиях, а порой и просто просят подсказать нужный номер телефона.
– В среднем за сутки оперативно-дежурная служба РОВД принимает порядка 60-70 телефонных звонков, – рассказывает старший оперативный дежурный Анатолий Рыжевский. – Конечно, большинство их них не требует реагирования, а носит скорее информационный и консультационный характер. Если же говорить о тех вызовах, на которые выезжают сотрудники милиции, то примерно треть из них составляют сообщения о семейно-бытовых конфликтах. На них и хотелось бы обратить особое внимание.
Анатолий Иосифович приводит неутешительную статистику: за минувший год оперативно-дежурная служба РОВД получила 243 сообщения о семейно-бытовых конфликтах, а за прошедший период текущего года поступило 162 вызова на семейные скандалы. Он отмечает, что практически во всех случаях рукоприкладству и словесным оскорблениям предшествует либо совместное распитие спиртного, либо нетрезвое состояние одного из членов семьи. Причем, если за весь минувший год к административной ответственности на почве семейно-бытовых скандалов было привлечено 53 человека, то за прошедший период 2016 года эта цифра выросла до 76.
– Административная ответственность за проявление фактов семейного насилия закреплена частью 2 статьи 9.1. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, — поясняет мой собеседник, — и влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин или административный арест за нанесение побоев, не повлекших причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенное в отношении близкого родственника либо члена семьи, даже если в этих действиях нет состава преступления. Действует эта законодательная норма только в отношении близких родственников или членов семьи, к которым относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, а также супруг (супруга) потерпевшего. Ну а, к примеру, потерпевшая и ее сожитель-скандалист могут быть признаны членами семьи только в том случае, если доказано, что они проживали совместно и вели общее хозяйство на момент противоправного деяния.
Хочу также обратить внимание, что административный процесс начинается только по требованию потерпевшего, выраженного в форме заявления. Поэтому сейчас, когда в оперативно-дежурную службу поступает сообщение о семейном скандале, мы интересуемся у обращающихся людей, готовы ли они написать заявление на своего обидчика. Ведь часто случаются такие ситуации, что пока наряд доехал, супруги уже помирились, или жена не хочет писать заявление, понимая, что штраф придется платить из общего семейного бюджета. Если же наряд приехал, а заявление не поступает, мы можем рассмотреть это как ложный вызов, и тогда административная ответственность уже ждет не обидчика, а того, кто покрывает инициатора семейного скандала. При отказе писать заявление сотрудники милиции составляют документ, который потом направляется в прокуратуру.
Анатолий Рыжевский подчеркивает также, что прокурор вправе инициировать начало административного процесса по статье 9.1. КоАП при отсутствии заявления потерпевшего либо его законного представителя и привлечь гражданина, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности, если совершенное деяние затрагивает интересы общества или государства или совершено в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от правонарушителя, либо по другим причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы.
– Опасны ситуации, когда в семье постоянно происходят конфликты, порой и сопровождающиеся нанесением телесных повреждений потерпевшему, – говорит Анатолий Иосифович, – а пострадавшая сторона, вызывая в порыве злости милицию и подавая заявление, затем прощает своего обидчика. В таких примирениях с постоянным скандалистом кроется другая опасность: уверившись в своей безнаказанности, дебоширы наглеют и идут на более тяжкие преступления. В то же время привлечение их к административной ответственности дает основание для начала проведения с ними профилактической работы со стороны ОВД. К тому же еще одним опасным итогом любого семейного конфликта является негативное воздействие, которое он оказывает на детей. Семейное неблагополучие является главной причиной смещения ценностных ориентиров подростков, постоянные ссоры, рукоприкладство родителей формирует жестокость и злобу в характере несовершеннолетних и служит питательной средой для их дальнейшего вовлечения в противоправное поведение.
Ирина МИКЛАШ,
фото автора