Уверена, далеко не все жители агрогородка Малая Берестовица знают, что их односельчанин Александр Ботян, технарь по профессии, работавший главным инженером УП «Берестовицкая сельхозхимия», начальником ПМК ДП «Берестовицкая сельхозтехника», в душе – натура творческая. В определенный период своей жизни он занимался резьбой по дереву. Созданные им работы выставлены в Берестовицкой районной библиотеке.
– О каком периоде идет речь, Александр Алексеевич? – спрашиваю у автора экспозиции.
– Как ни странно, о годах службы в армии. Сотрудники библиотеки, листая мой армейский альбом, который я передавал для выставки к 23 февраля, увидели там фотографию, где я изображен за резьбой по дереву. Это был портрет моей сестры Татьяны, который я вырезал с присланной ею фотографии. Библиотекари заинтересовались и сынициировали выставку моих работ, хотя мне немного неловко, ведь дело было давно, в 1977 году, да и мастерскими их назвать нельзя.
– Но от ваших картин веет теплом и искренностью. В них есть душа, настроение, передана любовь к родным местам, к простым радостям жизни. Даже названия говорят об этом – «Ночное», «Встреча рассвета», «Девушка с цветком», «Охота». Только скажите, откуда у вас в армии было время заниматься творчеством?
– Я служил в штабе батальона обеспечения Вильнюсского высшего командного училища радиоэлектроники ПВО. Контроля здесь было поменьше, и я мог позволить себе найти время для занятия по душе. Резьба по дереву и стала таким занятием. Сюжеты – разные: пейзажи, литературные герои, портреты, религиозные образы и персонажи. Я работал в технике плоскорельефной резьбы. Это когда изображение располагается в одной плоскости. Фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. А рельеф проступает более выпукло и отчетливо. Также я использовал для тонирования дерева морилку, покрывал картины лаком. А портрет любимой сестры, который собирался ей подарить по случаю дембеля, по моей просьбе профессионально ошлифовали и залакировали на мебельной фабрике. Татьяну такой подарок очень тронул.
– После армии Вы больше не возвращались к резьбе?
– Представьте, нет. Не было времени, желания, находились другие увлечения, например, рыбалка. Работы частично хранились у меня, частично были раздарены. Одна из них – под названием «Охота» – пригодилась спустя сорок лет. Я подарил ее другу, заядлому охотнику. Он по достоинству оценил такой «раритет» ручной работы. Что касается выставки, я рад, если кому-нибудь мои картины понравились и подарили настроение.
Светлана Гончарова,
фото автора